
В этой статье мы рассмотрим возрастные особенности обучения в начальных классах, на которые стоит обратить внимание родителям.
Как подготовить ребёнка к школе? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы для родителей о воспитании и образовании. Подписывайтесь!
Зачем нужна начальная школа
Начальная школа — это первая ступень общего образования, которая длится четыре года. Система образования направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Главная задача начальной школы — не просто научить ребёнка читать и писать, а сформировать у него умение учиться. В отличие от детского сада, где основной деятельностью была игра, в школе ребёнок впервые сталкивается с необходимостью систематически получать знания и выполнять учебные задания.
Младший школьный возраст начинается с 6,5 и длится до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы. Большинство шестилеток хотят стать школьниками, но далеко не все к этому готовы. Уровень готовности ребёнка к школе обычно определяется на собеседовании с психологом. Также вы можете пройти наш бесплатный онлайн-тест.
Система начального образования в России
Современная система начального образования в России строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.
Основа стандартов второго поколения — системно-деятельностный подход, который предполагает переход от усвоения знаний к формированию умения учиться. Это означает, что современная начальная школа учит детей не только конкретным предметам, но и тому, как самостоятельно получать знания.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) — это те навыки, которые помогают ребёнку учиться в любой области знаний.
Возрастные особенности учеников начальных классов
Кризис семи лет
В начале обучения в школе ребёнок переживает кризис семи лет. У него обостряется Я-чувство: «я взрослый», «я хочу». Прежние социальные отношения в детском саду уже исчерпали себя, и дети стремятся поскорее пойти в школу, чтобы обрести новый круг общения.
Самостоятельность
Родителям в этот период нужно разрешать ребёнку принимать посильные самостоятельные решения. Например, выбирать одежду, в которой он пойдёт в школу или составлять себе список дел на день. Это поможет младшекласснику почувствовать себя уже не малышом, а полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.
<<Форма демодоступа>>
Психические функции
Мышление. Без способности анализировать, делать выводы и обобщать, знания остаются разрозненными и не складываются в единую картину. Поэтому важно уже с первого класса постепенно учить ребёнка рассуждать, находить связи между предметами и явлениями, проводить аналогии. Например, не просто запомнить, что кит — млекопитающее, а понять, почему именно, и чем он отличается от рыбы.
Внимание. Оно ещё непроизвольное: детей легко захватывает всё яркое и интересное, но сосредоточиться надолго они не могут. Обычно внимание держится около 10–12 минут, особенно если тема не вызывает живого отклика. Даже если ребёнок старается, внимание может "скакать", и часть материала просто ускользает.
Поэтому стоит почаще менять формат занятий, использовать визуальные опоры, короткие игровые элементы или смену видов деятельности. Это помогает удерживать внимание и лучше усваивать материал.
Память. Что касается памяти, то на первых порах лучше развита наглядно-образная. Детям проще запомнить то, что они увидели, потрогали, нарисовали. Лица, предметы, конкретные события — всё это хранится в памяти дольше. А вот абстрактные определения и сухие формулировки запоминаются хуже.
По мере взросления усиливается словесно-логическая память. Поэтому задача родителей и педагогов — не просто требовать заучивания, а учить ребёнка осмысленно воспринимать информацию. Обсуждать прочитанное, пересказывать своими словами, составлять схемы — всё это помогает развить долговременную, осознанную память.
<<Сноска | Как подготовить ребёнка к начальной школе | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/podgotovka-rebenku-k-pervomu-klassu>>
Восприятие
При проблемах с восприятием детям сложно классифицировать и обобщать информацию. У них «скачет» строчка при письме, им сложно сориентироваться, сколько времени займёт то или иное задание, а озаглавливание текста может привести их в ступор.
Это не значит, что так будет всегда — любую функцию можно развивать. Кубик Рубика и простые упражнения помогут в развитии памяти и мышления. Таблицы Шульте, в которых нужно глазами искать цифры или буквы, помогут развивать внимание. А над восприятием можно поработать с помощью книг: прочитать, обсудить, пересказать. Кстати, это помогает и в развитии речи.
Самооценка
В начальной школе самооценка ребёнка проходит важную перестройку. Если раньше он считал себя лучшим просто потому, что взрослые восхищались им, то теперь начинает осознавать: в чём-то он силён, а в чём-то пока нет. Это естественный переход к более реалистичному взгляду на себя.
Первый класс часто становится испытанием для уверенности. Новый коллектив, учитель и система оценивания — всё это вызывает тревогу. Ребёнок переживает, какое место займёт среди сверстников. Особенно сложно тем, чью самооценку до школы чрезмерно завышали. Если ожидания не совпадают с реальностью, адаптация может быть болезненной.
При заниженной самооценке трудности в общении и учёбе усугубляются. Если ребёнок говорит: «Я тупой» или «У меня ничего не выходит», важно вовремя вмешаться. Поддержка взрослых поможет ему увидеть себя объективно: «Здесь я молодец, а это нужно потренировать».
Главное — не завышать и не занижать самооценку. Помогите ребёнку понять свои сильные и слабые стороны. Такая внутренняя опора позволит спокойно воспринимать критику и верить в свои силы. При необходимости можно обратиться к психологу или записаться на курс по развитию эмоционального интеллекта.
Ведущий вид деятельности
От того, в каком возрасте ребёнок пришёл в школу, зависит ведущий вид деятельности. До 6,5 лет игра занимает больше места в мире ребёнка, чем учёба. К 7,5 годам начинает преобладать учебная деятельность: возникает стремление быть продуктивным и получать одобрение от взрослых.
Мотивация
Если в семь лет ребёнок всё ещё предпочитает учебникам игрушки, не стоит давить на него. Реплики «быстро убирай игрушки и садись за уроки» могут сломать учебную мотивацию. Лучше вместе создать с ребёнком расписание, где будет выделено время на игру и на занятия.
<<Сноска | Как меняется психика ребёнка | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/psihologicheskie-etapy-vzrosleniya-rebyonka-v-shkole>>
Критическое мышление
К десяти годам у детей формируется критическое отношение к происходящему. Они стараются чётко разграничить плохое и хорошее, впервые протестуют против негатива и обмана. Это особенно заметно у четвероклассников, которые стоят на пороге подросткового возраста и болезненно переносят несправедливость.
Для поддержания контакта в этот период рекомендуется читать с ребёнком книги или смотреть фильмы и обсуждать их. Кто главный герой, что он сделал, почему он так поступил, какой у него был выбор, что он мог сделать по-другому? Задача родителя — задавать правильные вопросы, подталкивать ребёнка к рассуждениям.
<<Форма семейного образования>>
Социализация
Младший школьный возраст — период, когда ребёнок учится понимать нормы поведения и осознаёт себя как часть коллектива. Хотя общение со сверстниками ещё не становится ведущей деятельностью, его значение быстро растёт. К четвёртому классу дети чаще говорят «мы», включая в это и одноклассников, и учителя.
Особое значение в этот период имеет контакт с педагогом. Если с учителем не складываются отношения, это может повлиять на мотивацию и общее отношение к школе. Родителям важно замечать, как ребёнок говорит об учителе, и вовремя реагировать на возможные проблемы.
Небольшое количество друзей — норма для этого возраста. А вот тревожность, жалобы на обиды или изоляцию — повод вмешаться. Буллинг недопустим.
Некоторым детям тяжело даются новые контакты из-за темперамента. Это не повод для критики, а сигнал к мягкой помощи. Обсуждайте с ребёнком, как он ведёт себя в общении, и подсказывайте, как выражать мысли и эмоции понятнее. Вопросы вроде «Как ты думаешь, что почувствовал Петя?» помогают развивать эмпатию и уверенность.
Навыки общения — это не врождённый дар, а результат практики. И чем раньше начать, тем легче ребёнку будет в школе и за её пределами.
Особенности обучения детей в начальных классах
Если педагогов обучают особенностям работы в начальных классах, то родителям на семейном обучении приходится всё постигать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут тем, кто решил заниматься с ребёнком самостоятельно.
Составляйте план занятий
Не нужно расписывать каждое слово, достаточно в общих чертах описать, что и в какой последовательности будете делать.
Развивайте у ребёнка самостоятельность
В силу психологических особенностей учеников начальных классов важно делать упор на самостоятельность. Пусть ребёнок принимает активное участие в подготовке занятия, раскладывании предметов, выборе книги.
<<Сноска | 5 развивающих игр для младших школьников | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchie-igry-dlya-mladshih-shkolnikov>>
Помогите сформулировать цель
В начале любого занятия ребёнок должен сам сформулировать проблему, то есть осознать, какого знания ему не хватает, и поставить цель. Если ему сложно, родители, разумеется, могут ему помочь. Например, тема «Подводный мир», проблема — нет знаний о подводных обитателях, кроме рыб, креветок и осьминогов, цель — познакомиться с подводными обитателями.
Учите делать выводы в конце занятия
В конце занятия важно сделать выводы, что удалось и что нужно будет подтянуть в следующий раз. Вывод при изучении подводного мира может быть таким: изучили крабов и узнали, что дельфины и киты — это не рыбы, а млекопитающие.
<<Форма прописи>>
Давайте задания не только по школьной программе
В процессе занятий младшим школьникам можно давать задания на развитие психических функций. Особенно если с какими-то из них есть проблемы. Например, можно делать «пятиминутку чтения», во время которой ребёнок читает вслух любимую книгу.
Проводите занятия в игровой форме
Важно помнить про возрастные особенности начальных классов. Ученик 1–4 классов — всё ещё ребёнок, который очень любит играть. По мере взросления в играх всё чаще появляются чёткие правила, делается упор на сюжет и распределение ролей. Здорово, если занятия по школьной программе время от времени проходят в игровой форме. Например, можно поставить спектакль по прочитанной книге или устроить семейный клуб дебатов по проблемам Мирового океана.
<<Сноска | Почему оценки в школе — это плохо и что с этим делать | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/xp>>
Не забывайте давать домашние задания
Особенность уроков в начальных классах: детям не ставятся оценки, но им нужно обязательно давать домашнее задание. Главное, чтобы его выполнение занимало меньше одного часа. Например, найти информацию о китах и нарисовать их. Задания должны быть:
- посильными;
- по пройденной теме (чтобы закрепить её);
- с эффектом новизны (чтобы было не скучно его выполнять).
Организуйте рабочее место
У ребёнка должен быть удобный стол, хорошее освещение, все необходимые принадлежности под рукой. Важно, чтобы рабочее место было постоянным и принадлежало только ученику.
Следите за режимом дня ребёнка
Помогает ребёнку лучше справляться с нагрузкой. Важно выделить время для уроков, отдыха, прогулок и сна. Постоянный режим создаёт ощущение стабильности и безопасности.
Заключение
Обучение в начальной школе — это фундамент для всего дальнейшего образования. Важно помнить, что каждый ребёнок развивается в своём темпе, и успех зависит не только от способностей, но и от поддержки семьи.
Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе Фоксфорда есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы.
И главный совет родителям — наберитесь терпения. Учить ребёнка, даже собственного, нелёгкий труд. Создавайте дома атмосферу любви к знаниям, поддерживайте любознательность, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Преподаватели и наставники начальной школы Фоксфорда рады помочь родителям в обучении и мотивации юных школьников. Наша программа включает в себя все предметы, которые по ФГОС должны изучать и сдавать ученики начальных классов.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни