Портрет современного учителя — интервью с преподавателем географии Михаилом Волковым
Михаил Михайлович будет вести занятия в 5–8 классах «Домашней школы Фоксфорда», а также ряд развивающих курсов. Мы побеседовали, узнали о его подходе к обучению и выяснили, почему тысячи девятиклассников ежегодно выбирают на ОГЭ именно географию.
- 4.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Опишите портрет современного учителя?
Мир в целом и образование в частности стремительно меняются. Современный учитель должен не только прекрасно знать свой предмет, но и следить за технологиями, научными тенденциями, иметь широкий кругозор, постоянно развиваться. У меня ни дня не проходит без чтения географических статей, особенно в области экономики.
Нельзя, как 20–30 лет назад, стоять с указкой у доски и монотонно читать лекцию.
Сегодня с детьми нужно общаться на понятном им языке и давать актуальную информацию. Тогда и процесс обучения будет обоюдным. Например, я многое о мире узнаю от своих учеников, которые путешествуют с родителями и потом делятся своим опытом на уроках.
Даже внешний вид и культура поведения педагога должны отвечать веяниям времени. Когда дети видят, что учитель — не абстрактная фигура с пьедестала, а обычный человек со своим характером и интересами, только с более богатым багажом знаний, они начинают к нему тянуться.
Почему вы выбрали эту профессию?
Для меня первопричиной является география. Люблю эту науку, всегда хотел ей заниматься. Но поскольку учился в педагогическом вузе, поступив в аспирантуру, одновременно пошёл работать в школу. И преподавание так меня увлекло, что вот уже 12 лет продолжаю вести занятия для школьников.
В этом году «Фоксфорд» пригласил меня попробовать онлайн-формат, и я с радостью согласился. Во-первых, давно знаю эту школу как одного из лидеров рынка, а во-вторых, мне интересно бросать себе вызовы.
<<Форма демодоступа>>
Зачем изучать географию? Сегодня у каждого человека в смартфоне есть подробная карта мира
Карта, но не картина! Неверно думать, что география — это то, что нанесено на карту, моря, горы, города. Промышленность, взаимоотношения между странами, транспорт, население планеты — всё это тоже базируется на географии.
Как я уже говорил, мир постоянно меняется, и география изучает его многообразие. Например, если 15-20 лет назад крупнейшие мировые порты были в Европе, то теперь они находятся в Азии. Знание этих и других географических тонкостей пригодится в будущем почти в любой профессии.
Кроме того, география — метапредметная наука, она взаимосвязана с другими предметами. Так, азимут, который изучают дети в 5–6 классе, в 7-м пригодится им на геометрии, а ветры, течения, давление и температура — на физике и так далее.
Почему географию часто выбирают как дополнительный предмет на ОГЭ?
Бытует мнение, якобы экзамен по географии очень простой. Но как эксперт ГИА-9 могу разочаровать всех поклонников халявы — это не так. Там нужно не только искать объекты на карте, но и считать, описывать. Иными словами, помимо географических, нужны знания из других областей, что ещё раз доказывает взаимосвязь географии со всей школьной программой.
Географию нужно именно изучать, а не зубрить! Важно понимать причинно-следственные связи и стараться мыслить на перспективу.
В последние годы ОГЭ по географии всё чаще идут сдавать из интереса. Многим ребятам просто нравится эта дисциплина. Привлекает даже то, что во время экзамена ученики работают с разными графиками и таблицами, а не просто «заполняют бланки».
Жаль, что, выбрав географию на ЕГЭ, можно попасть только на узконаправленные специальности — эколог, учитель географии и прочие. Если вам нравится экономическая география и геополитика, вы с удовольствием их изучаете в рамках школьного курса географии и мечтаете стать экономистом или политологом, то при поступлении вас ждёт разочарование. Потому что на эти факультеты придётся сдавать обществознание. Вот такой парадокс.
Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?
Лучшая награда для меня — это когда дети говорят, что «география крутая» или «география — мой любимый предмет».
Радует и то, что ежегодно десятки девятиклассников выбирают именно географию на ОГЭ и участвуют в олимпиадах. Причём это их инициатива, никто не заставляет.
Среди моих учеников есть призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, призёры и победители Московской олимпиады школьников, победители конкурса «Наука для жизни» и других проектов. Мы с ребятами порой ходим на телевидение, выступаем на радио. Первые достижения подстёгивают детей к дальнейшему развитию — это и есть моя гордость.
В чём заключаются сложности дистанционного обучения и как их можно преодолеть?
Одна из основных трудностей, особенно для новичков, в том, что контроль переходит на родителей и самих учеников. В обычной школе учитель в нужный момент обязательно напомнит о задании — в онлайн-школе нужно самостоятельно распределять свои обязанности и время. Помочь здесь может системный подход: нужно составить расписание и регулярно выполнять задачи. Иначе обучение вряд ли будет эффективным.
Ещё один трудный момент — поиск мотивации. И в образовании, и в творчестве, и в спорте — в любой деятельности у ребёнка должна быть цель и поддержка взрослого. Иначе система, о которой я говорил выше, не будет работать. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» эти моменты сглаживаются с помощью наставников, которые работают вместе с родителями над целеполаганием и мотивацией учеников.
И последний момент — нехватка общения. Тем, кто привык видеть глаза собеседника, в первое время может быть дискомфортно, что коммуникация проходит в основном в текстовых чатах. Но это компенсируется насыщенностью и интересностью уроков, которую преподаватели «Фоксфорда» стараются обеспечить в полной мере.
Каковы плюсы онлайн-обучения?
Я бы выделил три главных:
- Ученики могут обращаться к учебному материалу в любой момент. Распределять своё время, как удобно.
- Помимо видеозаписей уроков, ребятам доступно огромное количество дополнительных материалов от методистов онлайн-школы — электронные конспекты, учебники, задания.
- На уроках присутствуют ученики из разных стран и городов, что с точки зрения географии бесценно. Можно в режиме реального времени обмениваться опытом и узнавать ещё больше о мире.
Как вы проводите свободное время?
Люблю путешествовать как по миру, так и по России. Пока что мой топ самых колоритных мест на планете — это Китай и Индия, а в нашей стране — Кавказ и Среднее Поволжье. А ещё всем советую исследовать свои родные города.
Даже если вы родились и всю жизнь прожили в одном и том же месте, наверняка там есть что-то ещё неизведанное вами.
Я, например, недавно открыл для себя экскурсию по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Она проходит по местам, описанным в книге, — Патриаршим прудам, центру столицы, Бульварному кольцу. Это безумно интересно, потому что позволяет иначе посмотреть на эти места с географической точки зрения, и при чтении произведения они словно оживают.
Занятие на стыке профессии и хобби — радио- и телевизионные эфиры. Меня часто приглашают в научно-популярные программы, и я с удовольствием делюсь знаниями со слушателями и зрителями.
Чего вы ждёте от учеников, которые будут смотреть ваши курсы?
Активной работы в чате. На занятиях будет много интерактива, но важно, чтобы ребята отвечали на мои вопросы, писали комментарии, делились опытом. Тогда будет ещё интереснее, а главное — информация лучше усвоится.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться