Когда говорят о домашнем обучении, чаще всего представляют себе ученика, который вообще не ходит в школу и полностью осваивает программу на дому. Во многих случаях «семейники» действительно появляются в здании школы только во время промежуточной аттестации. Но есть и другие варианты.
В соответствии со статьёй 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Это означает, что ученик может часть предметов изучать очно в школе, а часть — дома. А вот то, как именно это может быть реализовано в конкретной школе, устанавливается её локальными актами. Один из вариантов — составить индивидуальный учебный план. ИУП предполагает индивидуализацию образовательной программы с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Это регламентируется статьёй 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» и в том числе подразумевает сочетание очной и семейной форм обучения.
Сочетание очного и домашнего обучения
Возможность сочетания очного и домашнего обучения позволяет перейти на домашнее обучение по одному предмету или нескольким, но не уходить из школы совсем. Например, когда есть учителя, которые хорошо и понятно объясняют предмет, интересная внеучебная занятость, спортивные или другие секции, а также дружный коллектив одноклассников. Ученик не выпадет полностью из школьной жизни, но сможет отказаться от уроков у нелюбимых или неподходящих по определённым причинам преподавателей.
Один конкретный предмет, например, физику или биологию, ученик будет изучать самостоятельно дома — по учебникам, лекциям в интернете, с репетитором или в онлайн-школе, а затем сдавать преподавателю или комиссии. А остальные уроки можно будет посещать в обычном режиме: писать контрольные и получать оценки.
<<Форма демодоступа>>
Возможные причины
Рассмотрим, почему может понадобиться перейти на домашнее обучение по одному предмету.
Предмет не даётся
Когда в классе около тридцати человек, педагогу сложно уделять внимание каждому лично. Классическая ситуация — предмет понимают лишь несколько учеников, а остальные кое-как перебиваются и выходят из школы с весьма отрывочными знаниями. В начальной и средней школе ситуация, когда не даётся предмет, сильно давит школьнику на психику, заставляя нервничать и тревожиться.
Иногда способность к предмету бывает неочевидной, и педагог должен её распознать. Но к сожалению, не все учителя любят и умеют это делать. Гораздо легче поставить двойку и больше внимания уделять тем, кто хорошо справляется.
Потенциальным выходом может стать репетитор. Многие родители прибегают к этому. Но и здесь есть подводные камни. Например, репетитор объясняет иначе, чем учитель, даёт другие способы решений, занимается по другому учебнику, и результаты ученика в школе остаются неудовлетворительными.
Предмет даётся слишком легко
И наоборот — бывает, что ребёнок владеет предметом на высоком уровне. Чаще всего такое случается с иностранным языком. Лингвистические школы, курсы и поездки за границу в раннем возрасте могут положительно повлиять на степень владения языком. В таком случае обычные уроки неинтересны и бессмысленны, ведь если у ребёнка высокий уровень, а в школе английский только начался с самых азов — будет скучно.
Конфликт с преподавателем
Плохие отношения в школе нередко становятся причиной полного перехода на семейное обучение, но если с другими предметами и одноклассниками всё хорошо, ребёнок вряд ли захочет покидать стены образовательной организации.
.jpg)
Буква закона
Во всех примерах ситуаций домашнее обучение по одному предмету станет выходом. Давайте рассмотрим, как это устроено с юридической точки зрения. При переходе на семейное обучение ответственность за освоение ребёнком школьной программы начинают нести родители. Но школьника необязательно учат сами мама с папой — можно подключать частных педагогов или онлайн-школы.
Рекомендуется регулярно проходить промежуточную аттестацию, чтобы отслеживать прогресс по предмету. Конечно, если ребёнок знает его хорошо — допустим, уже имеет сертификат уровня C1 по английскому языку, — и не хочет тратить время на ненужные контрольные, это необязательно. В остальных ситуациях промежуточная аттестация станет отличной тренировкой и доказательством прогресса.
<<Форма семейного образования>>
Как перейти на домашнее обучение по одному предмету
Шаг 1. Поговорите с администрацией, объясните ситуацию и напишите заявление на имя директора школы о том, что хотите обучать ребёнка самостоятельно по определённому предмету.
Администрация не вправе отказать, но, к сожалению, в силу отсутствия знаний законов вам могут попытаться помешать. В этом случае важно спокойно и грамотно объяснить, что статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» разрешает детям учиться вне школы как по всем предметам, так и по отдельным.
Шаг 2. Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.
Шаг 3. Если вы заинтересованы в промежуточных аттестациях, подпишите специальный договор. Полное название — «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования или самообразования». В нём вы сможете определить регулярность и желаемый формат аттестации, которая будет проходить в вашей же школе.
Шаг 4. Готово! Теперь вы выбираете, как ребёнок будет осваивать программу по предмету. С уроков можно уходить. Остальные дисциплины посещаются как обычно.
.jpg)
Резюме
Домашнее обучение по отдельным предметам полностью законно в Российской Федерации. Можно перейти на семейное образование полностью, а можно взять на себя ответственность только за одну дисциплину и сочетать очное и семейное обучение. Нужно написать заявление о переходе на имя директора, уведомить органы и по желанию подписать договор об аттестациях, если ваш ребёнок собирается их сдавать.