По каким программам учатся в начальной школе и что подойдёт вашему ребёнку
Разбираемся в программах обучения начальной школы и рассказываем, как выбрать оптимальный вариант.
- 24.10.2024
- Время чтения:10 минут
Виды программ для начальной школы
Все системы обучения в педагогике делятся на традиционные и развивающие.
Традиционная. Обучение по схеме «изучаем — закрепляем — проверяем». Основная цель — передать знания. Информация подаётся от простого к сложному. Используется как в началке, так и в последующих классах.
Развивающая. Обучение по схеме «изучаем — самостоятельно делаем выводы — практикуемся». Основная цель — научить нестандартно мыслить. Информация может быть подана любым образом в соответствии с авторским замыслом. Как правило, используется исключительно в начальных классах. Требует подготовки к школе.
Система Л. В. Занкова
Развивающая программа
Эта программа развивает логику, творческое мышление, силу воли и умение искать информацию. Большое влияние на программу оказала идея Льва Выготского о зоне ближайшего развития, поэтому обучение строится от сложного к простому: учитель не даёт готовых ответов, а ставит вопросы. Задания в учебниках, как правило, подразумевают несколько способов решения и строятся на стыке нескольких учебных дисциплин. Большое внимание уделено внеклассной работе — походам в музеи и театры.
Из недостатков — высокая нагрузка и сложные домашние задания, порой заводящие в тупик не только ребёнка, но и всю семью.
Программа входила в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) с 1996 по 2014 год. Сейчас по ней не учат в общеобразовательных школах, но педагоги в частных учебных заведениях, репетиторы и родители, у которых дети находятся на домашнем обучении, по-прежнему используют эту программу.
<<Форма демодоступа>>
Система Эльконина — Давыдова
Развивающая программа
Программа учит самостоятельно формулировать цели, искать пути решения и критически оценивать результат. Работа ведётся в парах или маленьких группах. Обучение часто строится на логических, ролевых и дидактических играх. Иногда учитель намеренно ошибается, чтобы дать ученикам возможность «подловить» его и приучить их к мысли, что любая информация нуждается в проверке.
Вместо учительских отметок ребятам предлагается оценить свой успех самим, выработав для этого критерии. Создатели программы считают, что выставление баллов за работу демотивирует ученика. Домашние задания сведены к минимуму.
Программа развивает способности детей к самоанализу, критическое и творческое мышление и в целом даёт хороший уровень подготовки. При этом и учебный процесс, и порядок прохождения тем довольно специфичны.
УМК Эльконина — Давыдова входила в федеральный перечень рекомендованных учебников с 1996 по 2022 год, и долгое время программа этих авторов оставалась единственной развивающей программой, использующейся в государственных школах. Теперь исключили и её, однако она не теряет популярности в частных школах, на домашнем обучении и в центрах дополнительного развития.
«Школа России»
Традиционная программа
«Школа России» — самая популярная программа обучения. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. По сути, это современная адаптация советской общеобразовательной программы со всеми свойственными ей достоинствами и недостатками.
Программа даёт крепкую базу знаний по всем основным предметам при невысокой нагрузке и легко осваивается детьми независимо от уровня их подготовки. Большое внимание в ней уделяется работе в коллективе и патриотическому воспитанию. При этом ориентация на широкий круг учащихся и большой упор на копирование могут быть и недостатком: одарённым детям может быть скучно учиться по такой программе.
«РИТМ»
Традиционная программа
«РИТМ» расшифровывается как Развитие, Индивидуальность, Творчество, Мышление. В основе программы — классическая педагогика Константина Ушинского, дополненная современной детской психологией и возможностями мультимедиа. Входит во ФГОС, но распространена мало. Используется в вальдорфских школах и на семейной форме обучения.
Программа вариативна и предоставляет большую свободу учителю: есть несколько линий учебников для детей с разным уровнем подготовки. Нравственное воспитание построено на традиционных ценностях, любви к родине и уважении других культур.
«РИТМ» — универсальная, проверенная временем программа. Из недостатков стоит отметить неспешный темп обучения и переизбыток канцелярита в учебниках.
«Начальная школа XXI века» (система Н. Ф. Виноградовой)»
Традиционная программа
Н. Ф. Виноградова — доктор педагогических наук и создательница обучающей программы для детей первого класса. Программа ориентирована на сильных школьников. Чтобы пройти её успешно, в первый класс нужно прийти с определённым уровнем подготовки. В основе программы лежит теория Л. С. Выготского, а также идеи Эльконина и Давыдова. Учебно-методический комплекс программы включён в федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки. Основная цель педагога, работающего по ней, — научить ребёнка учиться.
<<Форма семейного образования>>
«Перспектива»
Традиционная программа
Автор этой программы для обучения в начальных классах — доктор математических наук Людмила Петерсон, известная своим курсом математики для дошкольного и школьного возраста. Однако в УМК «Перспектива» учебники Петерсон не входят: в 2009 году их исключили за недостаточную патриотичность.
Информация в учебниках подана нестандартно, так что они напоминают художественные произведения. Программа требует блестящей подготовки от учителя. Её материалы призваны стимулировать врождённый исследовательский интерес ребёнка и не включают готовых алгоритмов. Всё это отмечается разными людьми и как достоинства, и как недостатки программы.
«Гармония»
Развивающая программа
Создатели образовательной программы начальных классов «Гармония» попытались объединить принципы традиционных и развивающих школьных программ. Она базируется на двух принципах: гуманизации и развивающем обучении. Особенность УМК — динамическая оценка успехов каждого ребёнка с помощью персонального портфолио. Концепцию программы предложила доктор педагогических наук Н. Б. Истомина, принимавшая участие в разработке развивающей системы Занкова. Для успешного обучения по программе «Гармония» ребёнок должен уметь активно общаться, логически мыслить, обладать объективным интересом к знаниям. Программа исключена из ФГОС, но её можно использовать на домашней форме обучения.
«Школа 2100»
Развивающая программа
Это даже не школьная программа, а целая «концепция образовательной системы», поскольку рассчитана на все годы обучения с детского сада до 11-го класса. Над ней работал коллектив знаменитых авторов — Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, Р. Н. Бунеев и другие.
Программа рассчитана на уровень подготовки выше среднего. Домашние задания довольно объёмные. При этом материал подаётся системно и последовательно. Программа учит детей самостоятельно искать информацию и даёт хорошую базу знаний.
Система не входит в перечень ФГОС, так что преподавание по ней в государственных школах не ведётся.
«Планета знаний»
Традиционная программа
Разработана в начале 2000-х годов под эгидой Министерства образования. Входит во ФГОС. Главный принцип этой программы — вариативность. Любая тема в учебниках включает два уровня сложности: базовый (то, что должны знать все школьники) и сложный (нестандартные задания для любознательных учеников). Каждый ученик может выбрать степень погружения в предмет. Учебники по всем предметам имеют единую структуру и формат заданий. В каждом есть своеобразный маршрутный лист, показывающий школьникам связь между разными темами. Большое внимание при обучении уделяется проектной работе.
Согласно этой программе, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от учёбы. Поэтому первый год обучения считается адаптационным — детей не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс.
В программе сильный гуманитарный курс и хорошо выстроены межпредметные связи. При этом в учебниках встречаются ошибки и часто не хватает пояснений и правил. Но главной проблемой большинство родителей считают ориентацию на саморазвитие: основной объём работы приходится на домашку.
«Перспективная начальная школа»
Развивающая программа
Не путать с «Перспективой». «ПНШ» разрабатывалась в 2006 году вместе с первыми ФГОС, но сейчас в рекомендательный список не входит. Построена на синтезе идей Выготского, Занкова, Эльконина и Давыдова: в теории учит детей самостоятельному мышлению и работе в коллективе. Чтобы детям было интереснее, в учебниках действуют постоянные персонажи Миша и Маша.
В программе есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными принципами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая вычисления на половину листа. Такое решение авторы объясняют необходимостью «формирования математического мышления». В программе хорошо налажены междисциплинарные связи, особенно большое внимание уделено курсу «Окружающий мир» При этом многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться