По каким программам учатся в начальной школе и что подойдёт вашему ребёнку

Разбираемся в 11 популярных программах обучения начальной школы и рассказываем, как выбрать оптимальный вариант.

  • 20
    .
    11
    .
    2023
  • Время чтения:

    10 минут

Виды программ для начальной школы

Все системы обучения в педагогике делятся на традиционные и развивающие.

🔔 Традиционная. Обучение по схеме «изучаем — закрепляем — проверяем». Основная цель — передать знания. Информация подаётся от простого к сложному. Используется как в началке, так и в последующих классах.

⭐️ Развивающая. Обучение по схеме «изучаем — самостоятельно делаем выводы — практикуемся». Основная цель — научить нестандартно мыслить. Информация может быть подана любым образом в соответствии с авторским замыслом. Как правило, используется исключительно в начальных классах. Требует подготовки к школе.

Рассмотрим учебные программы обеих систем.

Система Л. В. Занкова

⭐️ развивающая программа

Эта программа развивает  логику, творческое мышление, силу воли и умение искать информацию Большое влияние на программу оказала идея Льва Выготского о зоне ближайшего развития, поэтому обучение строится от сложного к простому: учитель не даёт готовых ответов, а ставит вопросы. Задания в учебниках, как правило, подразумевают несколько способов решения и строятся на стыке нескольких учебных дисциплин. Большое внимание уделено внеклассной работе — походам в музеи и театры. 

Из недостатков — высокая нагрузка и сложные домашние задания, порой заводящие в тупик не только ребёнка, но и всю семью. 

Программа входила в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) с 1996 по 2014 год. Сейчас по ней не учат в общеобразовательных школах, но педагоги в частных учебных заведениях, репетиторы и родители, у которых дети находятся на домашнем обучении, по-прежнему используют эту программу.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

⭐️ развивающая программа

Программа учит самостоятельно формулировать цели, искать пути решения и критически оценивать результат. Работа ведётся в парах или маленьких группах. Обучение часто строится на логических, ролевых и дидактических играх. Иногда учитель намеренно ошибается, чтобы дать ученикам возможность «подловить» его и приучить их к мысли, что любая информация нуждается в проверке. 

Вместо учительских отметок ребятам предлагается оценить свой успех самим, выработав для этого критерии. Создатели программы считают, что выставление баллов за работу демотивирует ученика. Домашние задания сведены к минимуму.

Программа развивает способности детей к самоанализу, критическое и творческое мышление и в целом даёт хороший уровень подготовки. При этом и учебный процесс, и порядок прохождения тем довольно специфичны. 

УМК Эльконина — Давыдова входила в федеральный перечень рекомендованных учебников с 1996 по 2022 год, и долгое время программа этих авторов оставалась единственной развивающей программой, использующейся в государственных школах. Теперь исключили и её, однако она не теряет популярности в частных школах, на домашнем обучении и в центрах дополнительного развития.

<<Форма демодоступа>>

«Школа России»

🔔 традиционная программа

«Школа России» — самая популярная программа обучения. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. По сути, это современная адаптация советской общеобразовательной программы со всеми свойственными ей достоинствами и недостатками.

Программа даёт крепкую базу знаний по всем основным предметам при невысокой нагрузке и легко осваивается детьми независимо от уровня их подготовки. Большое внимание в ней уделяется работе в коллективе и патриотическому воспитанию. При этом ориентация на широкий круг учащихся и большой упор на копирование могут быть и недостатком: одарённым детям может быть скучно учиться по такой программе. 

«РИТМ»

🔔 традиционная программа

«РИТМ» расшифровывается как Развитие, Индивидуальность, Творчество, Мышление. В основе программы — классическая педагогика Константина Ушинского, дополненная современной детской психологией и возможностями мультимедиа. Входит во ФГОС, но распространена мало. Используется в вальдорфских школах и на семейной форме обучения.

Программа вариативна и предоставляет большую свободу учителю — есть несколько линий учебников для детей с разным уровнем подготовки. Нравственное воспитание построено на традиционных ценностях, любви к родине и уважении других культур.

«РИТМ» — универсальная, проверенная временем программа. Из недостатков стоит отметить неспешный темп обучения и переизбыток канцелярита в учебниках.

Виды программ для начальной школы
Источник: freepik.com


«Начальная школа XXI века» (система Н. Ф. Виноградовой)»

🔔 традиционная программа

Н. Ф. Виноградова — доктор педагогических наук и создательница обучающей программы для детей первого класса. Программа ориентирована на сильных школьников. Чтобы пройти её успешно, в первый класс нужно прийти с определённым уровнем подготовки. В основе программы лежит теория Л. С. Выготского, а также идеи Эльконина и Давыдова. Учебно-методический комплекс программы включён в федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки. Основная цель педагога, работающего по ней, — научить ребёнка учиться. 

«Перспектива»

🔔 традиционная программа

Автор этой программы для обучения в начальных классах — доктор математических наук Людмила Петерсон, известная своим курсом математики для дошкольного и школьного возраста. Однако в УМК «Перспектива» учебники Петерсон не входят: в 2009 году их исключили за недостаточную патриотичность.

Информация в учебниках подана нестандартно, так что они напоминают художественные произведения. Программа требует блестящей подготовки от учителя. Её материалы призваны стимулировать врождённый исследовательский интерес ребёнка и не включают готовых алгоритмов. Всё это отмечается разными людьми и как достоинства, и как недостатки программы. 

«Гармония»

⭐️ развивающая программа

Создатели образовательной программы начальных классов «Гармония» попытались объединить принципы традиционных и развивающих школьных программ. Она базируется на двух принципах: гуманизации и развивающем обучении. Особенность УМК — динамическая оценка успехов каждого ребёнка с помощью персонального портфолио. Концепцию программы предложила доктор педагогических наук Н. Б. Истомина, принимавшая участие в разработке развивающей системы Занкова. Для успешного обучения по программе «Гармония» ребёнок должен уметь активно общаться, логически мыслить, обладать объективным интересом к знаниям.

Программа исключена из ФГОС, но может использоваться на домашней форме обучения.

<<Форма курс 1-4>>

«Школа 2100»

⭐️ развивающая программа

Это даже не школьная программа, а целая «концепция образовательной системы», поскольку рассчитана на все годы обучения с детского сада до 11-го класса. Над ней работал коллектив знаменитых авторов — Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, Р. Н. Бунеев и другие. 

Программа рассчитана на уровень подготовки выше среднего. Домашние задания довольно объёмные. При этом материал подаётся системно и последовательно. Программа учит детей самостоятельно искать информацию и даёт хорошую базу знаний. 

Система не входит в перечень ФГОС, так что преподавание по ней в государственных школах не ведётся. 

«Планета знаний»

🔔 традиционная программа

Разработана в начале 2000-х годов под эгидой Министерства образования. Входит во ФГОС. Главный принцип этой программы — вариативность. Любая тема в учебниках включает два уровня сложности: базовый (то, что должны знать все школьники) и сложный (нестандартные задания для любознательных учеников). Каждый ученик может выбрать степень погружения в предмет.

Учебники по всем предметам имеют единую структуру и формат заданий. В каждом есть своеобразный маршрутный лист, показывающий школьникам связь между разными темами. Большое внимание при обучении уделяется проектной работе

Согласно этой программе, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от учёбы. Поэтому первый год обучения считается адаптационным — детей не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс.

В программе сильный гуманитарный курс и хорошо выстроены межпредметные связи. При этом в учебниках встречаются ошибки и часто не хватает пояснений и правил. Но главной проблемой большинство родителей считают ориентацию на саморазвитие: основной объём работы приходится на домашку. 

«Перспективная начальная школа»

⭐️ развивающая программа

Не путать с «Перспективой». «ПНШ» разрабатывалась в 2006 году вместе с первыми ФГОС, но сейчас в рекомендательный список не входит. Построена на синтезе идей Выготского, Занкова, Эльконина и Давыдова: в теории учит детей самостоятельному мышлению и работе в коллективе. Чтобы детям было интереснее, в учебниках действуют постоянные персонажи Миша и Маша. 

В программе есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными принципами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая вычисления на половину листа. Такое решение авторы объясняют необходимостью «формирования математического мышления». В программе хорошо налажены междисциплинарные связи, особенно большое внимание уделено курсу «Окружающий мир» При этом многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. 

Источник: freepik.com

Программа «Фоксфорда» для 1–4-го классов 

Обучение в начальной школе «Фоксфорда» проходит по авторской программе «Первые шаги к успеху», составленной с учётом требований ФГОС. В основе программы — «Школа России», дополненная элементами других программ. Математику ребята изучают по Петерсон, литературное чтение в 3–4-м классах преподают по учебникам из УМК «Начальная школа XXI века». В 1–2-м классах у нас можно учиться по системе Эльконина — Давыдова.

Мы часто выходим за рамки программного материала, работаем в зоне ближайшего развития ребёнка, обучаем и побуждаем каждого ученика размышлять, решать проблемные задачи, ставить цели учебной деятельности.

Учебная нагрузка сбалансирована так, чтобы ребёнок мог осваивать программу без стресса и у него оставалось время для игр и дополнительных занятий. В начальных классах занимаются русским языком, чтением (в 1–2-м классах эти предметы объединены в один — обучение грамоте), математикой и окружающим миром. При желании срок обучения в младших классах можно сократить до трёх лет.

Программа «Фоксфорда» для 1–4 классов

К базовым предметам в начальной школе «Фоксфорда» добавили алгоритмику и английский язык. А ещё можно изучать дополнительные модули по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Каждый курс содержит развивающие занятия, чтобы сделать обучение увлекательнее.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться