«Знаю, чего хочу от жизни!» — интервью с двукратной победительницей Всеросса Ириной Шемонаевой
В копилке Ирининых достижений — две победы на Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, стажировка в Google в Мюнхене, защита проекта в Сириусе. И она не собирается останавливаться на достигнутом! Об учёбе, увлечениях и целях Ирина рассказала нам в интервью.
- 4.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Как так вышло, что за полтора года до ЕГЭ ты вдруг решила уйти из хорошего лицея на домашнее обучение?
Основная причина заключается в том, что я знаю, чего хочу от жизни. Я уже выбрала направление, в котором планирую развиваться, а классическая школьная система требует тратить слишком много времени на то, что для меня сейчас не в приоритете.
Решение перейти на домашнее обучение далось нелегко, потому что мне всегда везло со школами и преподавателями. Например, в начальных классах у меня была потрясающая учительница, которая привила мне многие важные ценности и навыки общения. А в 7 классе я поступила в лицей №1535 города Москвы. Это потрясающая школа с настоящим лицейским духом. Никогда не забуду наши дискуссии на уроках! Я благодарна за всё, чему я там научилась. Но, повторюсь, слишком много времени занимает то, что не приближает тебя к цели. И, скорее всего, это даже не вина лицея — так устроена сама школьная система.
Как отреагировали родители на твоё решение?
У меня потрясающая семья, которая поддерживает меня во всех начинаниях. Особенно мама. Она с детства подхватывала и поощряла любое моё желание развиваться в чём бы то ни было. Хочешь заниматься фигурным катанием? Хорошо, дочка! И маме приходилось вставать в пять утра, чтобы отвезти меня на тренировку. Хочешь попробовать танцы? Конечно! Подыщем тебе хорошую студию. И так всегда и во всём.
Мама — главный человек в моей жизни. Её безграничная поддержка и любовь помогли мне сформироваться как личности и достичь того, что я на сегодняшний день достигла. Меня бесконечно вдохновляет её пример! Если у меня получится быть такой же доброй и трудолюбивой, как она, то это будет счастье.
Мы и раньше обсуждали с мамой возможность домашнего обучения, а в январе 2020 года буквально за неделю намерение сформировалось в решение. Я забрала документы из школы и поступила в «Экстернат Фоксфорда». Семья вновь меня поддержала.
Почему «Фоксфорд»? И не пожалела ли ты о принятом решении?
Нисколько не пожалела. Во-первых, я будто предчувствовала ситуацию с коронавирусом. Ушла буквально накануне введения режима самоизоляции, и благодаря этому ни на день не выпала из учебного процесса.
Во-вторых, у меня действительно высвободилось много времени. Хотя, признаюсь, у меня был стереотип, будто домашняя школа — для слабаков. Я думала, что на дистанционку уходят те, кто не выдерживает нагрузки в лицее. Но когда я сама это сделала, поняла, что сильно заблуждалась. Оказывается, нагрузку можно снизить не за счёт качества занятий, а за счёт цифровизации учебного процесса.
Простой пример. В школе мне не особо нравилась астрономия из-за скучной сугубо теоретической подачи. Если нам и пытались что-то показать более наглядно, то вдруг проектор зависнет, то ещё какая беда приключится. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» астрономия открылась для меня совершенно по-новому. Благодаря классным медиаматериалам я поняла, насколько это необычный и интересный предмет.
<<Форма демодоступа>>
Технологический прогресс прошёлся катком по образованию! Когда я только начинала учиться, всё было бумажное — от учебников до дневников. Я перешла в 11 класс, и теперь я полностью учусь онлайн!
Ну а что касается «Фоксфорда», то выбрала его из-за репутации. Я слышала, что в этой компании хороший экстернат и отличные курсы.
Каковы, на твой взгляд, плюсы и минусы домашнего онлайн-обучения?
Оказалось, что преимуществ гораздо больше:
- Можно пересматривать уроки. Например, читаешь свой конспект и понимаешь, что что-то упустил. Включаешь запись, и оп — уже повторил и разобрался. Невероятно удобно!
- Ты сам выбираешь темп изучения материала. Меняя скорость воспроизведения, «подстраиваешь» манеру учителя под себя. Если тема знакомая, можно прослушать побыстрее, а если, наоборот, новая и сложная, то замедлить.
- Не ты подстраиваешься под график занятий, а он под тебя. Мой биоритм, например, «протестует» против подъёмов в 6-7 утра. 9:00-10:00 — в самый раз. Расписание «Экстерната Фоксфорда» в этом плане просто идеальное.
- Меньше отвлечений. В обычной школе можно отвлечься на разговор с соседом по парте, в онлайн-школе ты один на один с монитором, проще сосредоточиться.
Главным минусом, а точнее трудностью, в начале дистанционного обучения для меня был самоконтроль. Сложно привыкнуть, что тебя больше никто не «пинает». Порой кажется, что хорошо поработал, а по факту только одно занятие прошёл. Если бы не еженедельные отчёты от наставника, можно было бы потеряться.
Самодисциплина — такой же навык, как езда на велосипеде. Сначала еле-еле держишь баланс, но с каждым днём едешь всё увереннее.
Тебе всего 17, а ты уже побывала на стажировке в Google и порешать кейсы для «Газпрома». Расскажи, как тебе это удалось?
Я довольно разносторонний человек. В последнее время увлекаюсь больше математическими предметами, но мне действительно интересно всё.
В 17 лет ещё нет каких-то серьёзных обязательств — можно искать себя, пробовать разные занятия.
Так, я много лет занимаюсь программированием. На мой взгляд, это безумно полезный навык, который учит системному мышлению и пригодится практически в любой сфере деятельности в 21 веке. Однажды мама нашла для меня стажировку по программированию в мюнхенском офисе Google. Конечно же, я ухватилась за это предложение! Поехала туда и целых две недели изучала искусственный интеллект. Было непросто — меня окружали сплошные гики, и нужно было не ударить в грязь лицом. Но в итоге всё прошло здорово.
В создании кейса для «Газпрома» я участвовала на интеллектуальном турнире «Умножая таланты». Наша с подругами работа называлась «Изучение особенностей смачиваемости нефтяных коллекторов. Причины и влияние характера смачиваемости на добычу». Я ей горжусь, потому что нам пришлось разбираться с огромным количеством данных, таблицами, многому учиться в сжатый срок.
Считаю, что у нас здорово получилось — мы заняли третье место по Москве. К тому же мы показали, что девушки тоже могут быть полезны в такой исконно мужской сфере, как нефтяная промышленность.
Помимо русского, ты знаешь английский, изучаешь китайский и корейский языки. Как тебе удалось стать полиглотом?
Английский мне почти как родной. Я на нём думаю большую часть времени, смотрю фильмы, читаю и даже учу другие языки.
В пятом классе, когда нужно было выбрать второй язык для изучения, я сначала выбрала немецкий, а потом увидела учительницу по китайскому и «влюбилась».
Поизучав китайский, мне пришла в голову мысль взяться и за другие азиатские языки. Выбирала между корейским и японским, но остановилась на первом. Мне нравится, что корейский язык — фонетический, как слышится, так и пишется (за редким исключением). Для сравнения — в китайском всё по-другому. Он состоит из «картинок», и если ты не знаешь иероглиф, слово не прочитаешь. Но сложнее всего то, что в китайском четыре тона — к каждому иероглифу нужно учить ещё и произношение. А вот корейский алфавит изобрели, чтобы упростить китайские иероглифы, сделать язык максимально понятным и простым.
Как тебе в голову пришла идея поучаствовать во Всероссийской олимпиаде школьников?
Всё началось с истории, с которой у меня были проблемы. Лицей, в котором я училась, с гуманитарным уклоном, — нужно было подтягивать предмет. И я решила, что участие во Всероссе — отличный мотиватор.
Придя в олимпиадную школу на тестирование по истории, я забрела ещё и в класс, где писали английский. И случайно получила бесплатное место на подготовку к школьным олимпиадам. А после нескольких смен, поняла, что буду заявляться на главную интеллектуальную битву школьников.
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников — сложное и важное решение. Нужно понимать, что придётся много работать, и быть к этому готовым.
На первом Всероссе в 2018 году в школьном, муниципальном и даже региональном этапе я каждый раз думала, что вот-вот вылечу. Но дошла до конца и выиграла.
<<Блок перелинковки>>
Что ты почувствовала, когда выиграла, и какие преимущества даёт победа во Всероссе?
Момент эйфории для меня был, когда я в принципе прошла на Всеросс, то есть перешагнула через школьный этап отбора.
Когда объявляли результаты в финале, я была довольно спокойной. Просто поняла — я это сделала!
Диплом Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку даёт возможность поступления в определённый список университетов на лингвистические специальности. Например, есть интересная программа МГУ совместно университетами Кореи и Китая.
Какие у тебя планы? О чём ты мечтаешь?
Хочу получить образование в сфере инженерии. Для меня эта сфера деятельности близка к магии — ты придумываешь то, чего раньше не было, и это работает. А ещё инженерия — это большое количество возможностей.
А вообще я мечтатель по жизни, у меня всегда уйма идей. Надеюсь, что домашнее онлайн-обучение, поможет мне и дальше высвобождать время на их реализацию.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться