Школьная программа «Перспектива»: содержание и особенности

Рассказываем, почему достоинства и недостатки «Перспективы» — это одно и то же.

иконка календаря
30 июня 2025
иконка таймера
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:

Основные сведения о программе «Перспектива»

Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.  

Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.

Особенности программы «Перспектива»

Методика «Перспективы» основана на деятельном подходе, за разработку которого Людмила Георгиевна получила премию в области образования в 2002 году. Его суть в том, чтобы не давать ребёнку готовые знания, а научить добывать их опытным путём. 

Принципы своей программы автор формулирует так:

  • «Хочу учиться». Главный двигатель обучения — врождённое любопытство ребёнка. Задания подогревают интерес к теме и стимулируют желание довести её изучение до конца без посторонней помощи. А параллельно учат планировать действия, находить и исправлять свои ошибки.
  • «В здоровом теле — здоровый дух». Необходимо учить детей беречь здоровье, следить за личной гигиеной и соблюдать правила безопасности. Школа также должна помочь ребёнку сформировать нравственные ценности: умение сопереживать и заботиться о других, беречь созданное природой и человеком. 
  • «Я в мире, мир во мне». Важно помочь ребёнку сформировать собственное «Я». Научить оценивать свои действия с точки зрения нравственности и культуры. Показать пути к саморазвитию.
  • «Я общаюсь — значит, я учусь». Для успешного обучения важно развивать коммуникативные навыки: умение вести диалог, аргументировать свою позицию и слышать других, находить нужную информацию в источниках.

Обучение происходит по диалектическому принципу: любая тема начинается с проблемы, решая которую ученики получают новые знания. Теоретический материал часто подаётся в необычной форме. Например, правила русского языка в учебнике показываются в виде диалогов между профессором Самоваровым и школьниками Аней и Ваней. Теорию всегда дополняют творческие, исследовательские и практические задачи. Они развивают логику, образное мышление, воображение и интуицию. 

Кроме обучения и развития, программа уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию: семейным ценностям, любви к большой и малой Родине, традициям своего народа, национальной культуре и истории. 

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Содержание программы «Перспектива»

Примечательно, что учебников самой Л. Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы с формулировкой «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г. В. Дорофеева. 

Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:

  • Русский язык. Азбука. Авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г.
    Русский язык. Авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., Бабушкина Т. В.
  • Литературное чтение. Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
  • Математика. Авторы: Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
  • Информатика. Авторы: Рудченко Т. А., Семенов А. Л.
  • Окружающий мир. Авторы: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
  • Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т. Я., Ершова Л.В.
  • Технология. Авторы: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П., Шипилова Н. В. и другие.
  • Физическая культура. Физическая культура. Автор: Матвеев А. П.
    Физическая культура¹. Авторы: Винер И. А., Горбулина Н. М., Цыганкова О. Д.
  • Основы религиозных культур и светской этики¹ 4 класс. Основы православной культуры. Автор: Кураев А. В.
    Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д. И., Муртазин М. Ф.
    Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. 
    Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В. Л. 
    Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и другие.
    Основы светской этики. Автор: Шемшурина А. И.
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Изучение иностранных языков:

  • Английский язык¹. «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д., В. Эванс
    «Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., В. Эванс.
    Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А. А., Смирнова Е. Ю., Э. Хайн и другие.
    Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А., Афанасьева О. В. 
  • Немецкий язык¹. Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И. Л., Рыжова Л. И., Фомичева Л. М.
    «Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О. Л., Цойнер К. Р.
  • Французский язык¹. «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А. С., Кирьянова М. Г.
    «Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н. М., Белосельская Т.В., Гусева А. В., Береговская Э. М.
  • Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А. А., Бухарова Ю. А., Морено К. В.

¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России». 

Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.

Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:

  • цели и задачи уроков;
  • планируемые результаты;
  • алгоритмы ведения уроков;
  • связи с другими школьными предметами;
  • материалы для проверочных работ.

На официальном сайте издательства также есть комментарии авторов, разработки уроков, статьи по теме и ответы психологов на частые вопросы учителей и родителей. Чтобы использовать программу «Перспектива» онлайн, педагоги повышают квалификацию с помощью многоуровневой системы онлайн-обучения. Ничего подобного нет ни в одном другом школьном УМК.

Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте

Основные характеристики УМК «Перспектива»

  1. Соответствие ФГОС. Комплекс полностью адаптирован под требования действующих образовательных стандартов. 
  2. Разнообразие форм работы. Учебники и рабочие тетради включают задания на развитие логики, памяти, внимания, а также упражнения на развитие креативности и исследовательского характера. Это помогает активизировать познавательную деятельность и заинтересовать ученика.
  3. Интеграция учебных дисциплин. Межпредметные связи заложены в структуре комплекса: темы по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру часто перекликаются, формируя целостную картину мира и способствуя развитию системного мышления у школьников.
  4. Методическая поддержка учителя. Для каждого учебника предусмотрены подробные методические рекомендации, поурочные планы, технологические карты и дополнительные дидактические материалы. Это значительно облегчает подготовку к занятиям и позволяет гибко адаптировать уроки под особенности конкретного класса.
  5. Яркое оформление и удобная подача материала. Учебники выполнены в красочном и понятном для детей формате: крупный шрифт, качественные иллюстрации, наглядные схемы и таблицы. Это повышает усвояемость информации и делает учебный процесс более увлекательным.
  6. Поддержка цифровых ресурсов. Комплекс сопровождается электронными приложениями: интерактивными тренажёрами, презентациями, аудиоматериалами и тестами. Это также позволяет организовать дистанционное обучение.

Отзывы о программе «Перспектива»

Отзывы о «Перспективе» неоднозначны, одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками:  

  • Нестандартная подача информации. Одних родителей радует, что учебники напоминают художественные произведения. Других смущает отсутствие правил в рамочках.
  • Нет преемственности. УМК разработан только для начальной школы, и некоторые родители жалуются, что после четырёх лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки.
  • Ставка на самостоятельность. Программа не даёт готовых алгоритмов и учит создавать свои. Здесь всё решает искусство учителя: у преподавателей, которые умеют влюбить ученика в предмет, учёба по «Перспективе» будет приносить только положительные эмоции. В ином случае ребёнку будет трудно справляться без посторонней помощи. 
  • Высокие требования к учителю. Чтобы эффективно преподавать «Перспективу», нужно изучить много методического материала и пройти специальный онлайн-курс. Одни учителя в восторге от такого уровня подготовки, другие заявляют, что не готовы столько учиться.  

Безоговорочное достоинство программы — отличная полиграфия. Шрифт в учебниках крупный и чёткий, много красивых иллюстраций. Все книги издаются в мягких, но прочных ламинированных обложках. Это позволило значительно снизить их вес — важный нюанс для младшего школьника. 

Недостаток, на котором сходится большинство учителей и родителей, — хаотичная последовательность тем в некоторых курсах. Особенно это касается учебников для первого и второго классов. Например, по математике умножение изучается раньше сложения, а по русскому дети сначала знакомятся с понятием текста и только потом учат буквы. Но чаще всего критикуют курс окружающего мира — за непоследовательность и фактологические ошибки.

Сравнение программы «Перспектива» с другими УМК

Все программы разработаны для начальной школы и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

УМК Перспектива Школа России Гармония Планета знаний
Научный руководитель проекта Людмила Георгиевна Петерсон Андрей Анатольевич Плешаков Наталья Борисовна Истомина Ирина Анатольевна Петрова
Методологический подход Личностно-ориентированный, деятельностный Традиционный, с элементами развивающего обучения Акцент на гуманитарный компонент Комбинация классической и развивающей систем
Наличие межпредметных связей Да, активно реализуются Умеренное, сильное яркой интеграции Высокая интеграция гуманитарных предметов Частично реализуется
Уровень сложности содержания Средний, с ростом сложности по ступеням Средний, равномерный Ниже среднего в начальных классах Средний, местами выше среднего
Оформление учебников Яркое, иллюстративное, используется крупный шрифт Сдержанное, функциональное Красочное Более строгое и лаконичное
Методическая поддержка учителя Хорошо развита (поурочные планы, карты) Отлично проработана Достаточная, но не всегда системная Хорошая, с акцентом на стандарты
Электронное сопровождение Тренажёры, аудио, презентации Активно развита цифровая платформа Частично реализовано Ограничено (в базовой версии)

Кому подойдёт программа «Перспектива»

Рабочая программа «Перспектива» может стать отличной альтернативой другим «массовым» УМК, таким как «Школа России» или «РИТМ». Она подойдёт всем, кто хочет дать детям традиционное образование и хорошую базу для обучения в средней школе. Если вдобавок найти учителя, который знает и любит эту систему, ребёнок точно не растеряет любовь к учёбе и научится мыслить самостоятельно. Поэтому, если вы собираетесь в школу, где учат по «Перспективе», присматривайтесь к педагогу особенно тщательно. 

По замыслу авторов программа допускает обучение «с нуля». Но многие отмечают: детям, которые ещё не умеют читать и считать, в первом классе придётся трудновато. Для дошкольной подготовки разработана специальная серия учебников: развитие речи, знакомство с математикой и окружающим миром.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.