Школьная программа «Перспектива»: содержание и особенности
Рассказываем, почему достоинства и недостатки «Перспективы» — это одно и то же.
- 21.9.2024
- Время чтения:5 минут
Основные сведения
Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.
Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.
Особенности программы
Методика «Перспективы» основана на деятельном подходе, за разработку которого Людмила Георгиевна получила премию в области образования в 2002 году. Его суть в том, чтобы не давать ребёнку готовые знания, а научить добывать их опытным путём.
Принципы своей программы автор формулирует так:
- «Хочу учиться». Главный двигатель обучения — врождённое любопытство ребёнка. Задания подогревают интерес к теме и стимулируют желание довести её изучение до конца без посторонней помощи. А параллельно учат планировать действия, находить и исправлять свои ошибки.
- «В здоровом теле — здоровый дух». Необходимо учить детей беречь здоровье, следить за личной гигиеной и соблюдать правила безопасности. Школа также должна помочь ребёнку сформировать нравственные ценности: умение сопереживать и заботиться о других, беречь созданное природой и человеком.
- «Я в мире, мир во мне». Важно помочь ребёнку сформировать собственное «Я». Научить оценивать свои действия с точки зрения нравственности и культуры. Показать пути к саморазвитию.
- «Я общаюсь — значит, я учусь». Для успешного обучения важно развивать коммуникативные навыки: умение вести диалог, аргументировать свою позицию и слышать других, находить нужную информацию в источниках.
Обучение происходит по диалектическому принципу: любая тема начинается с проблемы, решая которую ученики получают новые знания. Теоретический материал часто подаётся в необычной форме. Например, правила русского языка в учебнике показываются в виде диалогов между профессором Самоваровым и школьниками Аней и Ваней. Теорию всегда дополняют творческие, исследовательские и практические задачи. Они развивают логику, образное мышление, воображение и интуицию.
Кроме обучения и развития, программа уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию: семейным ценностям, любви к большой и малой Родине, традициям своего народа, национальной культуре и истории.
<<Форма демодоступа>>
Содержание программы
Примечательно, что учебников самой Л. Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы с формулировкой «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г. В. Дорофеева.
Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:
- Русский язык. Азбука. Авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г.
Русский язык. Авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., Бабушкина Т. В. - Литературное чтение. Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
- Математика. Авторы: Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
- Информатика. Авторы: Рудченко Т. А., Семенов А. Л.
- Окружающий мир. Авторы: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
- Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т. Я., Ершова Л.В.
- Технология. Авторы: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П., Шипилова Н. В. и другие.
- Физическая культура. Физическая культура. Автор: Матвеев А. П.
Физическая культура¹. Авторы: Винер И. А., Горбулина Н. М., Цыганкова О. Д. - Основы религиозных культур и светской этики¹ 4 класс. Основы православной культуры. Автор: Кураев А. В.
Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д. И., Муртазин М. Ф.
Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В.
Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В. Л.
Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и другие.
Основы светской этики. Автор: Шемшурина А. И.
Изучение иностранных языков:
- Английский язык¹. «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д., В. Эванс
«Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., В. Эванс.
Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А. А., Смирнова Е. Ю., Э. Хайн и другие.
Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А., Афанасьева О. В. - Немецкий язык¹. Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И. Л., Рыжова Л. И., Фомичева Л. М.
«Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О. Л., Цойнер К. Р. - Французский язык¹. «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А. С., Кирьянова М. Г.
«Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н. М., Белосельская Т.В., Гусева А. В., Береговская Э. М. - Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А. А., Бухарова Ю. А., Морено К. В.
¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России».
Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.
Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:
- цели и задачи уроков,
- планируемые результаты,
- алгоритмы ведения уроков,
- связи с другими школьными предметами,
- материалы для проверочных работ.
На официальном сайте издательства также есть комментарии авторов, разработки уроков, статьи по теме и ответы психологов на частые вопросы учителей и родителей. Чтобы использовать программу «Перспектива» онлайн, педагоги повышают квалификацию с помощью многоуровневой системы онлайн-обучения. Ничего подобного нет ни в одном другом школьном УМК.
<<Форма семейного образования>>
Отзывы о программе
Отзывы о «Перспективе» неоднозначны, одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками:
- Нестандартная подача информации. Одних родителей радует, что учебники напоминают художественные произведения. Других смущает отсутствие правил в рамочках.
- Нет преемственности. УМК разработан только для начальной школы, и некоторые родители жалуются, что после четырёх лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки.
- Ставка на самостоятельность. Программа не даёт готовых алгоритмов и учит создавать свои. Здесь всё решает искусство учителя: у преподавателей, которые умеют влюбить ученика в предмет, учёба по «Перспективе» будет приносить только положительные эмоции. В ином случае ребёнку будет трудно справляться без посторонней помощи.
- Высокие требования к учителю. Чтобы эффективно преподавать «Перспективу», нужно изучить много методического материала и пройти специальный онлайн-курс. Одни учителя в восторге от такого уровня подготовки, другие заявляют, что не готовы столько учиться.
Безоговорочное достоинство программы — отличная полиграфия. Шрифт в учебниках крупный и чёткий, много красивых иллюстраций. Все книги издаются в мягких, но прочных ламинированных обложках. Это позволило значительно снизить их вес — важный нюанс для младшего школьника.
Недостаток, на котором сходится большинство учителей и родителей, — хаотичная последовательность тем в некоторых курсах. Особенно это касается учебников для первого и второго классов. Например, по математике умножение изучается раньше сложения, а по русскому дети сначала знакомятся с понятием текста и только потом учат буквы. Но чаще всего критикуют курс окружающего мира — за непоследовательность и фактологические ошибки.
Кому подойдёт программа
Рабочая программа «Перспектива» может стать отличной альтернативой другим «массовым» УМК, таким как «Школа России» или «РИТМ». Она подойдёт всем, кто хочет дать детям традиционное образование и хорошую базу для обучения в средней школе. Если вдобавок найти учителя, который знает и любит эту систему, ребёнок точно не растеряет любовь к учёбе и научится мыслить самостоятельно. Поэтому, если вы собираетесь в школу, где учат по «Перспективе», присматривайтесь к педагогу особенно тщательно.
По замыслу авторов программа допускает обучение «с нуля». Но многие отмечают: детям, которые ещё не умеют читать и считать, в первом классе придётся трудновато. Для дошкольной подготовки разработана специальная серия учебников: развитие речи, знакомство с математикой и окружающим миром.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться