Школьная программа «Перспектива»: содержание и особенности

Почему достоинства и недостатки «Перспективы» — это одно и то же.

  • 16
    .
    09
    .
    2021
  • Время чтения:

    3 минуты

Основные сведения

Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.  

Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.  

Особенности программы

Методика «Перспективы» основана на «деятельностном подходе», за разработку которого Людмила Георгиевна получила премию Президента РФ в области образования в 2002 году. Его суть в том, чтобы не давать ребёнку готовые знания, а научить добывать их опытным путём. 

Принципы своей программы автор формулирует так:

  • «Хочу учиться!». Главный двигатель обучения — врождённое любопытство ребёнка. Задания подогревают интерес к теме и стимулируют желание довести её изучение до конца без посторонней помощи. А параллельно учат планировать действия, находить и исправлять свои ошибки.
  • «В здоровом теле — здоровый дух!». Необходимо учить детей беречь здоровье, следить за личной гигиеной и соблюдать правила безопасности. Также школа должна помочь ребёнку сформировать нравственные ценности: умение сопереживать и заботиться о других, беречь созданное природой и человеком. 
  • «Я в мире, мир во мне!». Важно помочь ребёнку сформировать собственное «я». Научить оценивать свои действия с точки зрения нравственности и культуры. Показать пути к саморазвитию.
  • «Я общаюсь — значит, я учусь!». Для успешного обучения важно развивать коммуникативные навыки: умение вести диалог, аргументировать свою позицию и слышать других, находить нужную информацию в источниках. 

Обучение происходит по диалектическому принципу: любая тема начинается с проблемы, решая которую ученики получают новые знания. Теоретический материал часто подаётся в необычной форме. Например, правила русского языка в учебнике показываются в виде диалогов между профессором Самоваровым и школьниками Аней и Ваней. Теорию всегда дополняют творческие, исследовательские и практические задачи. Они развивают логику, образное мышление, воображение и интуицию. 

Кроме обучения и развития, программа уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию: семейным ценностям, любви к большой и малой Родине, традициям своего народа, национальной культуре и истории. 

Содержание программы

Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева. 

Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:

  • Русский язык
    Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
    Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
  • Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
  • Математика. Авторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
  • Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семенов А.Л.
  • Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
  • Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Шипилова Н.В. и другие.
  • Физическая культура
    Физическая культура Автор: Матвеев А.П.
    Физическая культура¹ Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д.
  • Основы религиозных культур и светской этики¹ 4 класс. 
    Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
    Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
    Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. 
    Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л. 
    Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие.
    Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков:

  • Английский язык¹
    «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., В. Эванс
    «Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., В. Эванс.
    Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и другие.
    Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. 
  • Немецкий язык¹
    Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.
    «Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
  • Французский язык¹
    «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.
    «Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
  • Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.

¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России». 

Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.

Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:

  • цели и задачи уроков,
  • планируемые результаты,
  • алгоритмы ведения уроков,
  • связи с другими школьными предметами,
  • материалы для проверочных работ.

На официальном сайте издательства также есть комментарии авторов, разработки уроков, статьи по теме и ответы психологов на частые вопросы учителей и родителей. Чтобы использовать программу «Перспектива» онлайн, педагоги повышают квалификацию с помощью многоуровневой системы онлайн-обучения. Ничего подобного нет ни в одном другом школьном УМК.

Отзывы о программе

Отзывы о «Перспективе» неоднозначны, одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками:  

  • Нестандартная подача информации. Одних родителей радует, что учебники напоминают художественные произведения. Других смущает отсутствие правил в рамочках.
  • Нет преемственности. УМК разработан только для начальной школы, и некоторые родители жалуются, что после четырёх лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки.
  • Ставка на самостоятельность. Программа не даёт готовых алгоритмов и учит создавать свои. И здесь всё решает искусство учителя: у преподавателей, которые умеют влюбить ученика в предмет, учёба по «Перспективе» будет приносить только положительные эмоции. В ином случае ребёнку будет трудно справляться без посторонней помощи. 
  • Высокие требования к учителю. Чтобы эффективно преподавать «Перспективу», нужно изучить много методического материала и пройти специальный онлайн-курс. Одни учителя в восторге от такого уровня подготовки, другие заявляют, что не готовы столько учиться.  

Безоговорочное достоинство программы — отличная полиграфия. Шрифт в учебниках крупный и чёткий, много красивых иллюстраций. Все книги издаются в мягких, но прочных ламинированных обложках. Это позволило значительно снизить их вес — важный нюанс для младшего школьника. 

А недостаток, на котором сходится большинство учителей и родителей, — хаотичная последовательность тем в некоторых курсах. Особенно это касается учебников для первого и второго классов. Например, по математике умножение изучается раньше сложения, а по русскому дети сначала знакомятся с понятием текста и только потом учат буквы. Но чаще всего критикуют курс окружающего мира — за непоследовательность и фактологические ошибки.

Кому подойдёт программа

Рабочая программа «Перспектива» может стать отличной альтернативой другим «массовым» УМК, таким как «Школа России» или «РИТМ». Она подойдёт всем, кто хочет дать детям традиционное образование и хорошую базу для обучения в средней школе. А если вдобавок найти учителя, который знает и любит эту систему — ребёнок точно не растеряет любовь к учёбе и научится мыслить самостоятельно. Поэтому, если вы собираетесь в школу, где учат по «Перспективе», присматривайтесь к педагогу особенно тщательно. 

По замыслу авторов программа допускает обучение «с нуля». Но многие отмечают: детям, которые ещё не умеют читать и считать, в первом классе придётся трудновато. Для дошкольной подготовки разработана специальная серия учебников: развитие речи, знакомство с математикой и окружающим миром.

Откройте удивительный мир хоумскулинга!

Почувствуйте свободу альтернативного образования. В «Домашней школе Фоксфорда» вас ждут живые занятия, общение с преподавателями, интерактивные домашние задания и гибкое расписание.Оставьте заявку, и мы бесплатно проконсультируем вас по всем вопросам!
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать