Один день из жизни хоумскулера, или Как проходит обучение в онлайн-режиме
Рассказываем, что такое онлайн-образование, в чём его отличие от традиционной массовой школы и как организован типичный учебный день хоумскулера.
- 18.9.2024
- Время чтения:5 минут
Что такое онлайн-образование
И в России, и во всём мире с каждым годом онлайн-образование становится всё более популярным. Чаще всего его выбирают школьники, которые получают образование в семейной форме. Как они живут и чем их распорядок дня отличается от графика обычного школьника? Мы обобщили опыт учеников Домашней школы Фоксфорда и составили описание типичного дня хоумскулера. Дадим героине нашей статьи имя — Маша. Она учится в 8-м классе, три последних года она получает знания в Домашней школе Фоксфорда. Сегодня обычный будний день, который она посвятит учёбе.
Типичное утро хоумскулера
Подъём. 9:00–9:30
Маша просыпается от звука будильника. Уже девять утра, но вставать она не торопится: у неё есть время ещё немного понежиться. Ученики Домашней школы Фоксфорда могут себе позволить поспать подольше: занятия начинаются в десять часов утра по московскому времени, при этом не нужно никуда ехать. Достаточно умыться, позавтракать и включить компьютер. Большинство учеников встают либо в восемь, либо в девять утра. Обычно одного часа достаточно, чтобы собраться и подготовиться к занятиям.
«Дорога до школы, уроки, на которых шум снижал понимание материала, стресс на контрольных, тяжёлые учебники, горы домашней работы — всё это только мешало мне. Из-за ранних подъёмов в школе я целый день чувствовала себя уставшей».
Александра Васильева, ученица Домашней школы Фоксфорда
<<Форма демодоступа>>
Подготовка рабочего места. 9:50–10:00
Позавтракав и приведя себя в порядок, Маша садится за рабочий стол. Открывает ноутбук, достаёт тетрадь и ручку. Маша уже опытный хоумскулер и знает, как быть максимально продуктивной: ничего не должно отвлекать. Поэтому телефон девочка оставляет в другой комнате.
Рабочее место Маши способствует плодотворному учебному процессу: удобные стол и стул, рядом окно и лампа. Маша регулярно использует на занятиях:
- Тетради. Для удобства школьница завела одну большую тетрадь с блоками на кольцах и ведёт в ней все конспекты. Маша считает, что вести записи от руки нужно обязательно, даже несмотря на то, что почти к каждому занятию в Домашней школе Фоксфорда прикрепляется теоретический материал. Просто во время написания своих конспектов мозг лучше работает. Маша старается перед каждым уроком полистать записи и освежить в памяти предыдущую тему.
- Текстовыделитель. С его помощью девочка выделяет в конспектах определения, термины и формулы, на которые стоит обратить особое внимание.
- Принтер. На нём Маша распечатывает презентации, которые преподаватели Домашней школы Фоксфорда готовят к каждому занятию. Для удобства и экономии времени наша героиня распечатывает также некоторые материалы из интернета (таблички, схемы и прочее) и вклеивает их в тетрадь с конспектами.
- Стикеры. Маша уже погрузилась в хитрости тайм-менеджмента, поэтому знает, что на стикерах особенно удобно отмечать дедлайны, составлять списки дел, выписывать слова и понятия, которые нужно запомнить.
Уроки на онлайн-обучении. 10:00–15:00
В 9:58 Маша заходит на платформу «Фоксфорда». По расписанию первый урок — геометрия. В чате уже собрались одноклассники, здороваются и ждут начала онлайн-занятия. Ровно в 10:00 в кадре появляется преподаватель.
Занятия по геометрии идут парами: 45 минут интенсивной работы, затем 15-минутный перерыв и ещё 45 минут. Обучение в Домашней школе Фоксфорда — это не обычные видеолекции в интернете, а живое общение и поглощение знаний. В режиме реального времени преподавателю можно задавать вопросы в текстовом чате и тут же получать на них ответы.
Вместе с учителем и учениками на онлайн-занятиях присутствуют модераторы, которые следят за порядком. Также к ним можно обратиться, если возникли какие-то технические неполадки, например зависло изображение или звук.
«Удобная платформа, сразу видно, айтишники делали! Легко смотреть уроки и выполнять задания».
Роман Астанин, ученик Домашней школы Фоксфорда
У Маши технических проблем на сайте не возникает. За несколько лет на домашнем обучении в онлайн-формате она значительно повысила уровень технических знаний: она понимает, как почистить кэш и исправить мелкие неполадки в браузере.
«В „Фоксфорде“ быстро развивается компьютерная грамотность. Вскоре я научился бегло печатать, победил такого грозного „врага“, как апостроф в английской раскладке, и стал лучше ориентироваться в разных программах.
Михаил Рабинский, ученик Домашней школы Фоксфорда
Маша смотрит онлайн-урок, конспектируя наиболее важные моменты, и следит за чатом с одноклассниками. На перемене ученица проветривает комнату и идёт на кухню за яблоком. Впереди ещё 45 минут геометрии.
В полдень Маша обедает. На домашнем обучении девочка может питаться регулярно любимой и привычной едой.
«Мои наблюдения за месяц такого обучения: сын высыпается и ест нормальную домашнюю еду, а для подростков это мегаважно».
Анна Воронкова, мама ученика Домашней школы Фоксфорда
<<Форма семейного образования>>
Как проходит день на семейном обучении
Время на увлечения. 15:00–17:00
Маша отучилась, пообедала и спешит в музыкальную школу. Учёба в Домашней школе Фоксфорда занимает гораздо меньше времени, чем в обычной школе: хоумскулеры получают до 50% меньше учебной нагрузки, но качество знаний при этом не снижается, а возрастает.
Сегодня у Маши вокал и сольфеджио. Иногда по утрам бывают прогоны выступлений, и тогда занятия приходится просматривать в записи после репетиций. Хорошо, что видео появляются в личном кабинете ученика через несколько часов после урока и доступны даже со смартфона.
«После онлайн-занятий у меня обычно есть время на мои увлечения. Мне очень нравится 3D-моделирование, анимация, программирование и дизайн. Смотрю разные тьюториалы, ковыряюсь в программах, пробую. Однажды мы с друзьями даже создали небольшой проект: нарисовали локацию и персонажей, которые могли ходить, бегать и прыгать».
После занятий в музыкальной школе Маша не торопится домой: у неё есть время прогуляться с друзьями. Девочка — экстраверт, но на нехватку общения не жалуется. Она болтает с одноклассниками из «Фоксфорда» в социальных сетях, а живого общения ей хватает в музыкальной школе.
«Если учишься в онлайн-школе, нужно быть посмелее. Не стесняйтесь писать виртуальным одноклассникам в соцсетях и звать их гулять. Тогда проблем с общением не будет».
Арина Цепенникова, ученица Домашней школы Фоксфорда
Как проходит вечер ребёнка на дистанционном обучении
Выполнение домашней работы. 19:00–20:00
После ужина Маша вновь спешит в свою комнату — пора делать уроки. Дистанционное обучение в Домашней школе Фоксфорда предполагает закрепление полученных на онлайн-занятиях знаний на практике. Вечером хоумскулеры садятся за домашку: пересматривают конспекты, а если нужно — и записи уроков. Задания в Домашней школе Фоксфорда бывают творческие (проверяют методисты и учителя) и тестовые (проверяются автоматически). Оценки за домашние задания не ставятся. За правильные и не совсем ответы ученики получают очки опыта. Несколько раз в триместр Маша, как и другие хоумскулеры, пишет проверочные работы, а в период аттестаций решает контрольные тесты.
Общение с наставником. 21:00–22:00
В конце дня Маша созванивается со своим наставником Аней, студенткой одного из московских вузов. Это важная часть учебного процесса. Наставник помогает Маше контролировать занятия, а ещё девушки подружились и часто обсуждают последние новинки из мира музыки и кино.
Наставники в Домашней школе Фоксфорда — это чаще всего студенты или выпускники вузов, поэтому им легко находить контакт со школьниками.
«Наставник оказывает мне колоссальную поддержку. Общение с ней меня ещё больше дисциплинирует: разве можно что-то не сделать, если пообещал наставнику?»
Артем Бутусов, ученик Домашней школы Фоксфорда
Подготовка ко сну. 22:00–22:30
Маша заканчивает свой насыщенный день книгой: классика ей не очень нравится, а вот современная фантастика — то, что надо. Полчаса чтения, и Маша засыпает. Завтра её ждёт новый учебный день.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться