Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет: памятка родителям

В шесть лет ребёнок активно учится узнавать мир, справляться с эмоциями и взаимодействовать с другими людьми — но его ресурсы внимания, восприятия и выносливости ещё ограничены. А в следующем году начнётся школа — и в жизни ребёнка станет больше нагрузки и ответственности. Чтобы вы были уверены, что ваш ребёнок готов к первому классу, мы собрали памятку — какие знания и навыки нужно развивать шестилеткам, чтобы легче адаптироваться к началу учёбы.

иконка календаря
23 июля 2025
иконка таймера
10 минут
Автор статьи:
Поделиться:

Особенности развития шестилетнего ребёнка

В возрасте около шести лет происходит резкий скачок в психофизическом развитии ребёнка. Он уже перестаёт быть малышом-дошкольником и оказывается между игровым детством и школьной жизнью, которая требует дисциплины и ответственности.

Главная потребность ребёнка в этот период жизни — почувствовать себя самостоятельным человеком, который справляется с заданиями и поручениями и к которому прислушиваются.

Нервная система в этом возрасте активно развивается, увеличивается скорость передачи импульсов и навык удерживать внимание. Однако ресурса концентрации пока хватает лишь на 10–15 минут без переключения: длительные монотонные задания вызывают усталость у дошкольников и младшеклассников.

В эмоциональной сфере возрастает диапазон чувств, эмоций и переживаний. Ребёнок учится узнавать и называть чувства, но ещё нуждается в поддержке, чтобы регулировать яркие эмоции. В этом возрасте ребёнок выстраивает представление о своих сильных и слабых сторонах, а ещё у него формируется самооценка и внутренняя мотивация.

Представления об окружающем мире

Шестилетние дети стремятся строить причинно-следственные связи между природными явлениями: им часто уже не подходит объяснение «идёт дождь, потому что туча плачет». Тем не менее исследования показывают, что представления о природных процессах у дошкольников пока остаются наивно-научными. Ребёнок уже пытается понять окружающий мир через первичные причинно-следственные связи, но ещё не владеет научными понятиями и логикой взрослого человека. 

Понятие времени на этом этапе взросления ещё остаётся абстрактным и примерным. Дети уверенно употребляют слова «вчера» и «завтра», но часто подменяют ими любое прошлое или будущее. К 6 годам только начинает формироваться линейное представление о последовательности дат, а умение соотносить событие с конкретным числом или часом развивается чуть позже, ближе к 7–8 годам. Поэтому полезно активно взаимодействовать с календарём и часами в бытовых делах, например отмечать крестиком прошедшие дни, выставлять таймер на время чистки зубов или приготовления еды.

Шестилетний ребёнок узнаёт близких родственников, понимает, что делают на работе представители разных профессий (врач, водитель, учитель) и осознаёт существование основных правил, которые регулируют жизнь общества. 

Учитывать ментальное состояние собеседника шестилеткам обычно ещё сложно, у них преобладает эгоцентрическое мышление. Для развития эмпатии с детьми полезно обсуждать героев книг и представлять, что думает другой человек в той или иной ситуации, почему так поступает.

К 6—7 годам большинство детей знают числа до 20, соотносят цифру и количество, могут сравнить, какое из чисел больше.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Что должны уметь дети в 6 лет

Навыки самообслуживания у детей 6 лет

  • Застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
  • Собирать портфель по списку.
  • Убирать за собой игрушки, одежду, рабочее место.
  • Соблюдать элементарную гигиену без напоминаний (мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком).

Коммуникативные навыки ребёнка 6 лет

  • Вежливо здороваться и прощаться, использовать слова «пожалуйста» и «спасибо».
  • Слушать собеседника и договариваться о компромиссах.
  • Формулировать просьбу или вопрос в 2–3 связанных предложениях.
  • Выражать несогласие без агрессии, аргументировать своё мнение.

Графические навыки

  • Правильно держать карандаш и ручку.
  • Проводить прямые, волнистые и ломаные линии по образцу.
  • Штриховать в одном направлении, не выходя за контур.
  • Копировать простые фигуры на бумаге — дом, дерево, человека.
  • Писать печатные буквы и цифры в клетке или линейке без пропусков.

 Умение учиться и организовывать свою деятельность

  • Понимать и выполнять простую короткую инструкцию из 2–3 действий.
  • Удерживать внимание на учебной деятельности в течение 10 минут, не отвлекаясь.
  • Проверять свой результат, искать и исправлять ошибки.
  • Классифицировать предметы по признакам (например, по цвету или форме).

Умение справляться с эмоциями и соблюдать правила 

  • Соблюдать правила, например, «подними руку — потом говори».
  • Стараться завершить начатое, даже если стало трудно.
  • Переключаться с игры на учёбу и обратно по сигналу взрослого.
  • Осознавать свои эмоции и объяснять, что вызвало грусть или раздражение.
  • Справляться с неудачами.

Что должны знать дети перед школой

Свой адрес и основную информацию о себе

Ребёнок должен помнить свою фамилию, имя, отчество и свой домашний адрес — это понадобится в школе и сможет помочь в непредвиденной ситуации.

Телефоны экстренных служб и родителей

Будущий первоклассник знает, как позвонить в скорую помощь, полицию и пожарным, и помнит хотя бы один мобильный номер родителей. Это даёт возможность быстро связаться с близкими или вызвать помощь, если он оказался без взрослого рядом.

Правила безопасности (на дороге, дома, при встрече с чужим человеком)

Детям стоит знать, что дорогу переходят по зебре на зелёный свет, что электроприборы включать можно только со взрослыми. Важно напоминать им, что  с незнакомыми людьми нельзя никуда идти, что им нельзя рассказывать личную информацию о семье. Умение действовать по этим правилам помогает ребёнку быть в безопасности и снижает тревогу родителей.

Основные цвета и геометрические фигуры

К шести годам ребёнок должен уверенно различать не менее восьми базовых цветов и их простые оттенки, а также называть простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Эти знания развивают зрительное восприятие и понадобятся в школе на уроках.

Счёт вперёд и назад до 20, сравнение («больше», «меньше», «поровну»)

Будущий первоклассник свободно пересчитывает предметы, может назвать числа от 1 до 20 и в обратном порядке, а также понимает и использует понятия «больше», «меньше», «поровну». Эти навыки помогут легко освоить сложение и вычитание и понимать основы математики.

Алфавит и звуко-буквенное соответствие

Дошкольнику полезно узнавать все печатные буквы и называть их. Чем быстрее ребёнок называет напечатанные в тексте буквы и соединяет их в слова, тем проще будет учиться читать.

Время суток

Ребёнок правильно употребляет слова «вчера», «сегодня», «завтра», различает время суток и может назвать время по часам с циферблатом. Это помогает ориентироваться во времени и понимать, как устроено школьное расписание уроков.

Дни недели и месяцы

Шестилетка перечисляет дни недели по порядку, знает, какой день был вчера и какой будет завтра, а также может назвать все четыре времени года и 12 месяцев. Это учит планировать события и понимать календарные даты в школьных заданиях.

Пять-семь домашних и диких животных, их питание и среду обитания

Шестилетка отличает кошку от тигра, корову от лося, знает, чем они питаются и где живут. Такой минимум расширяет словарный запас и эрудицию, формирует интерес к природе и пригодится на уроках окружающего мира.

Название и назначение предметов быта 

Ножницы режут бумагу, термометр измеряет температуру, фонарик освещает путь — ребёнок не только узнаёт предметы, но и понимает правила безопасного обращения с ними. Это повышает самостоятельность, готовит ребёнка к ситуациям, которые могут произойти в школе, а также снижает риск бытовых травм.

Части тела и основы гигиены

Ребёнок называет основные органы (сердце, лёгкие, мозг) и знает их функции, а также может объяснить, зачем мыть руки, чистить зубы и прикрывать рот при кашле. Осознание того, как устроено тело, помогает осознавать своё самочувствие и развивает привычку соблюдать правила ежедневной гигиены.

Правила этикета

«Здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините» — это не пустые слова, а социальные инструменты, которые облегчают взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умение применять их снижает количество конфликтов и помогает ребёнку общаться с окружающими.

Простые денежные понятия

Ребёнок различает монеты и купюры, понимает, почему за покупки нужно платить, что такое сдача в магазине. Это помогает быстрее освоить математику и развивает чувство ответственности в обращении с деньгами.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Развитие речи

Обычно к шести годам активный словарь ребёнка достигает 3 000–3 500 слов. Предложения в речи постепенно усложняются: появляются придаточные, союз «потому что», местоимения. 

В речи шестиклассника существительные с прилагательными и глаголами должны быть согласованы, ребёнок должен правильно расставлять ударения в знакомых словах.

Речь при подготовке к школе должна быть связной. Поступая в первый класс, ребёнок должен справиться с заданием пересказать короткий текст на 5–6 предложений и составлять рассказ по картинке.

Дети должны уметь подбирать синонимы, антонимы, придумывать новые слова по образцу («лето — летний», «прыгать — прыжок»).

В норме к 6–7 годам ребёнок должен без искажений произносить все гласные и согласные звуки русского языка, включая даже самые сложные — р, ш, ж, ч, щ. Логопедические нормативы подчёркивают, что с 5–6 лет любые пропуски, смягчения или замены звуков уже не являются возрастной нормой и требуют коррекции специалиста — к логопеду важно обратиться, чтобы трудности с произношением не перешли в чтение и письмо. 

В этом возрасте ребёнок уже может различить твёрдые-мягкие и глухие-звонкие пары согласных, не путает свистящие с шипящими и произносит сложные сочетания согласных («вчера», «школа») без вставок лишних гласных. Его фонематический слух уже позволяет определить позицию звука в слове, подсчитать количество фонем. Это важно для обучения грамоте и письму и снижает риск трудностей в обучении в первом классе.

Регулярное чтение вслух, заучивание стихов и диалоги-рассуждения формируют речевую пластичность, которая очень пригодится в школе.

Социальные навыки детей в 6 лет

Важность социальных навыков детей часто недооценивают, хотя именно они во многом отвечают за адаптацию в классе. 

Сотрудничество и работа в команде

Шестилетний ребёнок должен уметь договариваться с ровесником о совместной игре или задании, распределяя роли. Важно, чтобы ребёнок учился слышать аргументы партнёра и в случае трудности предлагать общие решения вместо спора или отказа от командной работы. Такие навыки формируют основу командной работы, которая нужна на уроках и во внеклассных проектах.

Эмпатия

В этом возрасте ребёнок уже должен распознавать базовые эмоции по мимике и интонации: грусть, радость, усталость. Он учится реагировать на эмоции другого человека — например, предложить игрушку, погладить по плечу или позвать взрослого, если друг расстроен.

Правила группы

Шестилетка начинает понимать, что одно правило действует для всех, в том числе и для него — это касается и очереди на горку, и запрета учителя отвечать без поднятой руки. Ребёнок учится осознавать последствия своих действий. Понимание того, что такое справедливость, развивает внутреннюю дисциплину и уважение к коллективу.

Самопрезентация 

Шестилетний ребёнок должен уметь коротко и понятно рассказать о себе: как его зовут, чем он гордится, что любит делать. При этом важно учиться избегать хвастовства и уважать чувства других людей.

Физические навыки шестилетнего ребёнка

Физическая готовность к школе — это не только здоровье, но и координационная зрелость.

  1. Крупная моторика — бег трусцой 200–300 м, прыжки через скакалку 15–20 раз, бросок и ловля мяча.
  2. Мелкая моторика — нанизывание мелких бусин, собирание конструктора, вырезание фигурок по контуру из бумаги.
  3. Статическая выносливость — умение держать правильную осанку за партой не менее 15 минут.
  4. Глазомер — ребёнок может примерно оценить расстояние до предмета, попасть мячом в корзину.
  5. Зрительно-двигательная координация — рисование лестницы, лабиринтов, письмо простых элементов или букв в строчку.

Регулярные подвижные игры во дворе, плавание, танцы либо спортивные секции укрепляют мышечный корсет и подготавливают кисти рук к письму.

Резюме

Готовность к школе складывается из эмоциональной зрелости, физических и когнитивных навыков и социальной адаптации. Если ваш шестилетка владеет перечисленными знаниями и навыками хотя бы на 80 %, это уже отличный старт. Постарайтесь создать для будущего первоклассника разностороннюю развивающую среду: семейное чтение, настольные игры, прогулки-наблюдения, совместные бытовые дела. Очень важно окружить ребёнка поддержкой, тогда новый этап жизни станет для малыша не катастрофой, а началом пути к знаниям.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.