Ребёнок плохо учится, и мне страшно — что делать

Если ребёнок плохо учится, это огорчает и тревожит. Хорошо, что всё можно исправить — даже низкие оценки. Поговорили с психологом и методистом в Фоксфорде Анастасией Митрофановой и выяснили, как мотивировать ребёнка на учёбу. Это возможно, даже если кажется, что он вообще не хочет учиться.

иконка календаря
22 августа 2025
иконка таймера
10 минут
Автор статьи:
Поделиться:
Эта статья написана совместно с экспертами
Анастасия Митрофанова
Анастасия Митрофанова
Методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог. Окончила специалитет ОГУ им. Тургенева и магистратуру РГПУ им. Герцена по психологии

Причины неуспеваемости в школе

Прежде чем решать проблему с низкими оценками, надо понять, почему она возникла. Есть несколько возможных причин неуспеваемости.

Нет мотивации

Низкие оценки часто связаны с тем, что учёба просто не интересна ребёнку — ему гораздо больше хочется играть в компьютер или общаться с друзьями.

Почему так происходит:

  • Ребёнок привыкает получать сжатую и красочную информацию из видеороликов и игр. Из-за этого обычные уроки в школе кажутся слишком скучными и трудными.
  • Ученику непонятно, зачем вообще заниматься уроками и получать хорошие оценки. Он не понимает, как применять знания из школьной программы, или у него нет цели, в которой ему поможет учёба.
  • Часто детям кажется, что учиться нет смысла, потому что у них всё равно ничего не получится. Низкая самооценка, тревожность, страх ошибок мешают полюбить учёбу.

Обычно причин низкой мотивации несколько, например, ребёнку интереснее заниматься другими делами, которые у него лучше получаются, и он просто боится не разобраться со сложными предметами. Понаблюдайте за ним, чтобы понять, что влияет на его мотивацию.

Нагрузка слишком высокая

Чрезмерная нагрузка — частая причина, почему дети плохо учатся. Так бывает, когда кроме школы у ребёнка есть секции, кружки, занятия с репетиторами — и всего этого слишком много. Важно, что «слишком много» у каждого будет своим. Кто-то успевает заниматься спортом, учить иностранные языки и ещё и программировать на досуге, а для других даже одна дополнительная активность будет лишней. Это зависит не только от ребёнка, но и от внешних факторов:  нагрузки в школе, обстоятельств и распорядка. 

Оценить, не слишком ли высока нагрузка, можно по тому, как ребёнок себя чувствует после всех занятий. Если он чаще вялый, уставший, раздражённый, скорее всего, стоит сбавить обороты. Если он в основном спокойный, бодрый, значит, скорее всего, он хорошо справляется. В этом случае стоит поискать другие причины, почему ему неинтересно учиться.

Заранее угадать, какая именно нагрузка подойдёт ребёнку, невозможно. Это нормально — всё выясняется с опытом, и можно скорректировать количество кружков или дополнительных занятий, если заметили, что ребёнок занимается без энергии и энтузиазма.

Трудно концентрироваться и усваивать материал

Чтобы хорошо учиться, важно уметь концентрироваться. Психолог Анастасия Митрофанова отмечает, что способность сосредотачиваться постепенно растёт с возрастом — как и нагрузки в школе:

  • до 7 лет — внимание сохраняется 7–15 минут, а дальше нужно отдохнуть или отвлечься;
  • 7–10 лет — от 15 до 25 минут, после которых нужен перерыв;
  • 10–14 лет — 30–40 минут, но ученику всё ещё нужна помощь, чтобы сохранять сосредоточенность.

Это среднее время, которое зависит в том числе от того, как организован учебный процесс и насколько он интересен для ребёнка. Время от времени все мы не можем сосредоточиться на рабочих или учебных задачах, и это нормально. Однако, если концентрация снижена большую часть времени, которое школьник тратит на учёбу, стоит насторожиться.

Есть несколько признаков проблем с концентрацией:

  • рассеянность — часто кажется, что ребёнок о чём-то сильно задумался, что мыслями он где-то далеко;
  • отвлекаемость — внимание легко переключается на любое событие, посторонний звук или движение;
  • небрежность — ошибки в работах связаны с невнимательностью;
  • забывчивость — ученик не следит за расписанием, забывает о заданиях, теряет или забывает вещи;
  • проблемы с удержанием фокуса — часто слушать объяснения или выполнять задания настолько трудно, что ученик переключается на что-то ещё;
  • проблемы в самоорганизации — трудно планировать своё время и этапы работы, поддерживать порядок на рабочем столе или в школьном портфеле;
  • проблемы с усидчивостью — сложно сидеть спокойно, и постоянно хочется двигаться, ёрзать, вставать или хотя бы вертеть что-то в руках.

Если такие признаки есть большую часть дней в течение недели, и это продолжается больше полугода, стоит проконсультироваться с врачом. 

Обратиться к специалисту стоит, если трудности проявляются в разных сферах, например не только в школе, но и дома, и влияют на общение со сверстниками или эмоциональное состояние ребёнка. Можно начать с консультации у педиатра и невролога. Педиатр также может рекомендовать консультацию у детского психолога или нейропсихолога. 

Большая часть трудностей с концентрацией преодолима. Почти всегда ребёнку можно помочь с ними справиться, но важно обратить внимание на проблемы сразу, как он попросил вас о помощи или вы сами заметили тревожные признаки.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Проблемы дома или в школе

Бывает, что учиться трудно из-за эмоционального состояния. Стресс у школьников провоцируют многие факторы: это могут быть конфликты с другими учениками или учителями, несправедливое отношение со стороны педагогов, а ещё дискомфорт в отдельных ситуациях. Например, школьнику сложно отвечать у доски, когда все на него смотрят, или он чувствует себя неловко на уроках физкультуры. 

Стресс бывает связан и с обстановкой дома, например:

  • в семье есть конфликты;
  • недавно был переезд;
  • ребёнок столкнулся с болезнью близкого или питомца;
  • у школьника родилась сестра или брат.

Стресс проявляется не только тем, что ребёнок стал плохо учиться. Есть и другие признаки:

  • Настроение и поведение меняются — школьник чаще, чем раньше, кажется раздражительным, плачет, не хочет ничего делать или разговаривать с родителями.
  • Есть жалобы на самочувствие, например, часто болит голова или живот, ребёнок постоянно жалуется на усталость или отказывается даже от той еды, которую раньше считал вкусной.
  • Отношение к школе изменилось — туда не хочется идти, о ней не хочется говорить, ребёнок часто просто «забывает» о домашних заданиях.
  • Возвращаются привычки из более раннего возраста, например сосание пальца или ночной сон вместе с родителями.
  • Некоторые фразы: «Все меня ненавидят», «У меня нет друзей», «Лучше бы меня не было» и другие подобные высказывания — это буквально крик ребёнка о помощи.

Если ребёнок плохо учится и не слушается и дело в стрессе, важно не ругать его, а помочь ему справиться с этим. Выберите время, чтобы спокойно поговорить, задайте ему вопросы о его настроении, о том, как прошёл его день. Попробуйте вместе найти причины беспокойства, а затем разработать план действий. 

Например, если проблема в общении со сверстниками, подумайте, как решить конфликт. Если есть трудности дома, постарайтесь снизить напряжение, честно, но бережно расскажите о проблеме, помогите ребёнку чувствовать себя спокойнее. Бывает, что, несмотря на все усилия, справиться со стрессом самостоятельно не удаётся. В этом случае обратитесь к детскому психологу.

Как родителям реагировать на плохие оценки

Основа правильной реакции — спокойствие и желание помочь. Ошибкой будет впадать в крайности — ругать за плохую оценку или отмахнуться от проблемы, сказав: «Да ничего страшного». Вместо этого задайте вопросы, которые помогут разобраться: что сложного было в задании, что помешало с ним справиться, что можно сделать, чтобы лучше подготовиться.

Плохие оценки расстраивают и вызывают тревогу. Это нормально, если реакция на них резкая, но важно учиться справляться с ней. Неудачи и трудности — это тоже часть учебного процесса. Чем спокойнее родитель воспринимает их, тем безопаснее ощущает себя ребёнок. Это поможет ему честно рассказать о проблемах и попытаться найти их решение.

Школьные оценки не определяют, насколько вы успешный или хороший родитель. Если вы слушаете ребёнка и помогаете ему, а он доверяет вам и обращается за помощью, всё в порядке.

Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Если оценки плохие, наказания, упрёки или уговоры — не лучший способ их исправить. Важно понять причину, помочь ребёнку с ней справиться и создать поддерживающие условия. Всё это нужно, чтобы не просто улучшить оценки, но и вернуть интерес к учёбе, желание узнавать новое и развиваться.

Комментарий психолога

Нежелание учиться — это симптом

Найти и устранить его причину, создать поддерживающие условия гораздо эффективнее, чем бесконечно уговаривать, наказывать или натаскивать. Терпение, понимание и совместная работа с ребёнком — ключ к возвращению интереса к познанию.

Стоит действовать в несколько этапов.

Этап первый — определите, в чём проблема:

  • Задайте ребёнку вопросы об учёбе, но не обвиняйте его, попробуйте вместе понять, в чём именно трудности и какие вообще эмоции вызывает школа.
  • Поговорите с преподавателями: задайте вопросы о том, какие есть проблемы, как они проявляются, есть ли трудности с концентрацией или конфликты с одноклассниками.
  • Проанализируйте нагрузку: посчитайте, как много времени уходит на школу и дорогу до неё, кружки, репетиторов, оцените, хватает ли ребёнку времени на отдых и развлечения.
  • Понаблюдайте за ребёнком: часто ли есть недомогания, какое у него обычно настроение, как долго он выполняет задания, есть ли у него интересы вне учёбы.

Этап второй — скорректируйте учебный процесс:

  • Оптимизируйте нагрузку: уберите не слишком интересные кружки и сократите дополнительные задания, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на основной учёбе.
  • Сформируйте режим дня, в котором найдётся место не только урокам, но и отдыху, а также интересным делам.
  • Сделайте рабочее место дома удобнее: оно должно быть тихим, хорошо освещённым и без отвлекающих факторов.

Этап третий — начните решать проблемы:

  • Если есть пробелы в знаниях, попросите учителя о дополнительных консультациях или обратитесь к репетитору.
  • Если причина в конфликтах, помогите ребёнку справиться с ними: разберите их и выработайте план преодоления.
  • Если учиться скучно, попробуйте менять формат, например использовать больше интерактивных материалов или обучающих видео, ищите применение знаниям в реальной жизни, их связь с интересами ребёнка.

С самого начала и до конца — поддержите ребёнка:

  • Не давите и не ругайте. Это особенно важно, если ребёнок плохо учится в начальной школе: хвалите за усилие и промежуточный результат, вместе оценивайте, что было самым сложным.
  • Учите справляться с задачами: разбивайте их на небольшие шаги, составляйте план, переходите от простого к сложному.
  • Позволяйте проявлять самостоятельность, самому выбирать порядок действий, в том числе в расписании на весь день.
  • Помогайте восстановиться: пусть у ребёнка будет достаточно времени на отдых, игры, общение с друзьями. Чтобы продуктивно работать, важно переключаться и отдыхать.

Восстанавливайте успеваемость постепенно. Не пытайтесь нагнать сразу всё, лучше двигаться поэтапно. Вместе с преподавателем решите, какие предметы и темы в приоритете. Помните, что важно понимание темы. Одна из причин, почему дети плохо учатся, в том, что они просто не успевают вникнуть в предмет. Чтобы создать базу для успеваемости, сосредоточьтесь на качестве знаний, а не на их количестве.

Стоит ли переживать

Проблемы с учёбой в любом случае вызывают тревогу, и это нормально — волноваться из-за оценок. Давайте разберёмся, как быть с этими эмоциями, чтобы они не портили отношения с ребёнком и не мешали справляться с трудностями.

Для начала стоит понять, есть ли вообще повод для беспокойства. Родители могут считать, что умный ребёнок плохо учится только потому, что ему не удаётся получить пятёрки по всем предметам. Однако попытки сделать ребёнка отличником любой ценой — не лучшая стратегия. Такое давление может отбить интерес к учёбе.

Если успеваемость низкая и ребёнок в основном получает двойки и тройки, важно направить тревогу в конструктивное русло. Ищите причины, говорите с ребёнком и преподавателями, помогите ему учиться комфортно и продуктивно — все эти действия улучшат ситуацию.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Как мотивировать ребёнка учиться

В заключение — советы психолога Анастасии Митрофановой о том, как мотивировать ребёнка учиться.

Чтобы вернуть интерес к учёбе, сочетайте внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Внешняя мотивация — это похвала, возможность стать лучше других, поощрение, например какие-то развлечения или покупки
Внутренняя мотивация — это интерес к учёбе

Внутренняя мотивация работает лучше, но найти её сложнее. В этом поможет обсуждение учёбы, её сложностей и успехов, поддержание интереса с помощью выставок, тематических мероприятий, формирование целей. Ребёнку может быть сложно самостоятельно находить внутреннюю мотивацию, и важно, чтобы родители помогали ему в этом. Лучший способ сделать это — с вниманием относиться к его учёбе, показывать, что она может быть увлекательной, а новые знания по-настоящему интересными.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.